Чехия – Австрия. Отчет Печать


Чехия - Австрия 2011.

   В этот раз у нас не было чёткого плана поездки. Была машина, хотелось погулять по Вене и Кракову, пожить недельку в Праге, разведать обстановку в польских Татрах и дней 10 походить с рюкзачком в национальном парке Hohe Tauern (Австрийские Альпы). По пути была пара «контрольных точек» - Освенцим и Аустерлиц.
А остальное – как получится.

бельведер вена

    Подготовка.
   Визы у нас были обычные, финские, шенгенские, многократные, на 2х90 дней пребывания. Получить финскую визу в С.-Петербурге труда не представляет. В 2011 г. финны собирались выдать 1 млн. виз для граждан России, так что детали «визовой поддержки» и вопросы получение визы и оформление визы подавляющему большинству читателей просто не нужны.
Виза делалась самостоятельно, стоимость визы 35 евро, как получить визу и про заполнение визы можно прочитать здесь . Тут же анкета на шенгенскую визу, бланк визы и т. п.
   Машина тоже обычная, с небольшим потреблением бензина, недавно купленная в одном из салонов.
   Медицинская страховка были «для визы», 30 дней/в год, за которые было уплачено 300 полновесных российских рублей. Стоимость спортивной страховки иная, её мы собрались купить по приезду в горы.
Всё прочее снаряжение – тоже прежнее, путешествует с нами последние годы.

    Описание поездки
   Казалось бы, лето заканчивается, уже и на байдарках по Финляндии съездили, и по близлежащему национальному парку треккинг походили, можно бы и по европам поехать путешествовать. Однако нас несколько подзадержал незаконченный ремонт. Оказывается, всё не так быстро, как ожидали некоторые…Но я вспоминал слова из песни известного автора-исполнителя Александра Городницкого «в тех странах в октябре еще весна, плывёт цветов замысловатый запах» ( «Деревянные города»), слушал советы компетентного товарища что самый лучший период для Австрийских Альп – октябрь, и нисколько не беспокоился.
Посмотреть архив фактической погоды я не удосужился, в итоге мы отчалили в поездку в конце сентября.

    Белоруссия
   Вернее, еще Россия. Перед границей есть будки-ларьки, продающие страховку для машины («Зеленая карта»), её можно купить тут. А кто этого не сделал (как мы) – можно купить в павильоне у пересечения дороги Москва-Минск (М1) и шоссе №20, идущего из Витебска. Стоимость зеленой карты - те же 640 руб. Ну, а потом Белоруссия. Надо отметить, что незадолго до нашей поездки курс белорусского рубля несколько понизился – был 1 RUR = 100 BYR, стал ~ 230 BYR. Соответственно, цены на всё импортное поднялись пропорционально, предметы имеющие непреходящую ценность (тушенка, сгущенка) пропали из продажи, часть скакнули вверх (изделия из льна), но остальное подорожало незначительно.

белоруссия дорога

   В первую очередь – это продукты питания в магазинах и кафе, и гостиницы. Т. е. если не платить карточкой, а поменять одни рубли на другие в обменнике, то получится всё существенно дешевле, чем в РФ. (по карточке курс «официальный» был 170 BYR/RUR, что хуже чем курс в обменниках). Текущий курс белорусского рубля к рублю РФ – см. obmennik.by.
Зато в Белоруссии еще существует такое или такое, правда есть и отрицательные примеры.

   В общем, кафе нас порадовали. Но еще больше порадовали дороги. Такое впечатление, что батька Лукашенко сотоварищи собирается жить здесь, и сваливать с детьми в Лондон или Майами не планирует. Поэтому вкладывает деньги в родную страну. Вполне достойный автобан идет от границы с РФ до границы с Польшей. Четыре пункта оплаты за 1000 км – в 2011 надо было заплатить ~80 рублей, видимо, это нормальная плата, хватает. Все поля засеяны (в РФ – бурьян в рост человека) – видимо, работать повыгоднее будет, чем тупо качать нефть в Китай и EU. Цены в Белоруссии на бензин – как в РФ. И, что удивило, практически полное отсутствие продукции Автоваза на дорогах.

   С этим был связан смешной момент – в центре Минска припарковать машину было непросто, некоторое время кружили по улицам, искали свободное место. Нашли, и бесплатно, пошли гулять. Красиво, всё чисто, покрашено-отремонтировано, явно не по-нашему. Приходим к машине – видим издалека какую-то бумажку формата А6 под «дворниками». Ёлки, думаю, штраф за парковку в Минске в неположенном месте.  Ведь смотрел, парковочного автомата не было поблизости. Но нет! Парковка бесплатна, как и у нас, а это всего лишь рекламный буклет! Просто как-то всё иначе, и ощущаешь себя «за границей», где платность парковки – это рефлекс.
Погода – солнце, +20+25, вечером поставили палатку на прекрасной поляне на берегу реки Ислочь, под огромным дубом. И нет мусора!

река ислочь белоруссия

   Найти живописные место для ночевок, куда бы могла подъехать машина, было не просто. Я не нашел сайты белоруссии, где бы места палаточных стоянок были бы собраны воедино, пришлось перекапывать белорусские «бэкпекерские» форумы типа Poehali.net или Vitebskbiker.info, читать белорусские отчеты о походиках/покатушках по родным просторам на Veloby.net или Pohod.the.by, потом соотносить их со снимками из Гугл мэпс, оттуда же брать GPS координаты и в таком виде заносить в навигатор. Комбинация карт для навигатора IGo 8.3 и OziExplorer c картами Генштаба – была вполне, лучшего варианта я не нашёл.

Минск (сайт Минска), как известно, в войну был полностью разрушен, бóльшая часть населения перебита, поэтому архитектура - «сталинский ампир» в центре и новостройки вне его. Если не ходить по музеям – одного дня достаточно.
Так мы и сделали, двинувшись в Брест.


   По пути – стоит посетить Мирский замок (оф. сайт, 3D панорама) и Несвиж (оф. сайт), благо они недалеко от трассы. Нам не повезло – в Мире попали в выходной день, но всё равно – обойти замок и отдохнуть-пообедать в кафе поодаль полезно для водителя. Достопримечательности городов Белоруссии стоят посещения.
   Дальше путь до г. Бреста однообразен – автобан с ограничением 120, 2-3 полосы в каждую сторону часто разнесённые на 50-100 м., небольшой трафик.

белоруссия магазин

   В Бресте гостиница "Интурист" (сейчас обычная 3*) стоила в пересчете около 1000 RUR, там занятно переночевать. Прямо представляешь, как по этим коридорам разгуливали живые персонажи фильма Интердевочка - фарцовщики и валютные проститутки, будущие российские предприниматели и прогрессивно настроенные негры из Мозамбика. Сейчас тут другая достопримечательность – на первом этаже есть казино. Со столами для покера, «однорукими бандитами» и рулеткой. Это в РФ, чтобы повысить маржу, их перевели на нелегальное положение, а тут они, видимо, и так платят достаточно. Поэтому всё официально.
  

Посетить Брестскую крепость, и всё – вперед, на КПП «Варшавский мост».
Умные люди советовали не торопиться, приехать на КПП после обеда, дабы челночники и торговцы бензином уже проехали. Так, по-видимому и вышло –шлагбаум первого «накопителя» был открыт, никого не было, и на второй площадке тоже. Второй шлагбаум открылся без разговоров, и мы въехали на участок, ясно видимый онлайн на этой web-камере.
   Тут было примерно 70 машин, что нас порадовало, ведь, например, на границе РФ-Финляндия это на 1-2 часа максимум на всё.
   Белорусские пограничники и таможенники работали достаточно оперативно, но очередь отчего-то двигалась медленно. Ну попроверяли «зеленую карту» (на Белоруссию), ну и всё. Причина длительного прохождения границы обнаружилась на польской стороне.
Это просто анекдот: сперва по рядам прошла девушка, спросила куда едем, посмотрела машины, собрала паспорта. Пауза минут 30.
   Я сходил в павильон с обменным пунктом и продажей страховок и купил аналог «Зеленой карты» для EU «Frontier insurance» от польской страховой компании (доп. информацию можно найти в Гугле по словосочетанию "ubezpieczenie graniczne"). Приграничная страховка, действует в 32-х странах Европы. Стоимость на месяц – 90 злотых (на тот момент ~900 руб). Наверное, его можно купить и заранее через интернет, на сайте. Вся Калининградская область пользуется приграничными страховками, выданными литовскими или польскими страховыми компаниями, т.к. они дешевле "Зеленых карт" из РФ в 2-3 раза.
Потом паспорта отдали, еще пауза, по рядам прошел очередной чел, посмотрел машины, спросил куда едем. Ушел. Еще пауза минут 30. По рядам прошел третий чел, в третий раз посмотрел машины, в третий раз спросил куда едем, снова собрал паспорта. Еще подождали. Видимо, поляки – очень коррумпированный народ, и одни работники границы проверяют действия других, иначе двойную проверку паспортов и тройную проверку машин объяснить сложно. Проверка машин формальная – откройте-закройте, но работа идёт, все при деле, с занятостью персонала - всё в порядке.
   Наконец, всё. Шлагбаум поднят, на границу ушло 4 часа 20 минут.


    Польша.
   Погода стояла прекрасная, летняя. Генеральное направление указали в навигаторе – на Krakow и всё.
   7 октября на каком-то придорожном щите видели цифры: температура воздуха +28. Это, конечно, максимум, но шорты и футболка – повседневная одежда.
   При такой погоде возникло желание ночевать в палатке, на берегу озера или горной речки. Кемпинги были отвергнуты, так как платить по 700 р. за счастье до трёх часов ночи слушать базар соседей - не хотелось.

польша карта ночевок

   Хотелось найти что-то более приемлемое, но с туалетом и навесом от дождя. Во многих странах Европы есть что-то подобное - primitive overnatningssteder / lejrpladser в Дании, unterstand / nicht bewirtschaftete hütte в Германии и так далее.

   Выяснил, что в Польше, как и в прочих странах тоже существуют специально оборудованные места для ночёвки - miejsce biwakowania. Перед поездкой я покопал достаточно сайтов, чтобы выяснить организационно-правовое основание таких ночевок, но, увы, изучение польского законодательства через корявый интернет-перевочик не дало сколько-нибудь значимых результатов. У меня с пионерских лет были иллюзии о родственности славянских языков, и я понадеялся уточнить что-либо на месте.
   Увы! Поляк говорит, говорит, и говорит, я слушаю, но информации – почти полный ноль. Ничего не понимаю. Надо-то понять нюанс, и точно, не перепутать. В напечатанном тексте ещё можно найти какие-то лингвистические аналогии, но на слух – нифига. Если бы поляки говорили на хинди или урду – мне было бы спокойнее, я бы и не пытался понимать, а так… Наверное, всё-таки надо было раздобыть и установить электронный переводчик с польского, кто ж знал, что всё так запущено.

miejsce biwakowania

   Однако несколько польских сайтов с GPS-координатами таких мест я всё-таки нашёл, точки занёс в навигатор, и в этой поездке мы пользовались такими местами для ночлега. Google – великая вещь, если посветить некоторое время изучению полученных результатов. А результатов в гугле: «примерно 110 000», кто изучит их все – сможет давать бесплатные детальные консультации.
  

  В качестве примера – вот пара хороших мест для ночевки:
Polska.travel (правильные координаты N50,65642 E18,43881)
Czaswlas.pl (тут координаты примерно соответствуют истине)
   Может быть, они и платные, но кому и сколько платить, откуда брать дрова для костра (ognisko) и надо ли как-то бронировать заранее – выяснить не удалось. Сезон уже заканчивался, природа была, людей не было – что еще надо?


Если уж не найти miejsce biwakowania – то по цене кемпинга можно найти комнату в 3* гостинице. Мы видели от 25 евро за 1 room / 2 adults.
   Общий метод - название места + pl. Далее в меню сайта ищем что-то типа Turystyka, а там что-то типа Baza noclegowa. Например, для городка Rzeszow - это будет выглядеть вот так:
http://www.rzeszow.pl/turystyka/baza-noclegowa-w-rzeszowie-i-okolicy
   Минус - для перебора вариантов нужно время, а если это делать не сидя мирно в кафе с WiFi, а во время движения (пассажиру всё равно нечем заняться) – то нужен модем и дешевый инет.
   Общепольских ресурсов масса: начиная от Noclegiw.pl или Eholiday.pl и до Turystyka.dlastudenta.pl.
Бывает, и товарищи подсказывают что-то типа Machowa.sezam-hotel

место для палатки польша

   Указали направление в навигаторе «на Краков» и вперёд. И, казалось бы, должны скоро приехать, ведь от погранперехода в Бресте до Кракова ~ 450 км. Но наши расчеты не учитывали два момента – подготовку Польши к чемпионату Европы по футболу 2012 и желание поляков несколько приукрасить действительность.


  Дело вот в чем – перед поездкой я загрузил в навигатор свежие карты для IGo, т. е. 2-й квартал 2011, думая, что они самые актуальные (3-го квартала ещё не было). Но нет, как оказалось – карты отражали совсем не 2011 г, а, вероятно, 2021 г. Т. е. те дороги, которые уже существовали на бумаге, в реальности построены не были. Забегая вперед, скажу - они не были построены и к лету 2012.
   Поэтому когда навигатор выводил нас на широкую просеку, где было уложена только песчаная подушка-основание будущего автобана, и предлагал тут ехать – это приводило к лишним «крюкам», расходу времени и бензина.

краков

   Ну и похвальное желание польских дорожников сделать «всё и сразу» (т. е. перекопать всю страну в один момент) привело к образованию сужений, реверсивному движению и к пробкам.

  Этот момент (на карте есть, а в реальности – нет) ранее «заграницами» нам не встречался, это мы расслабились. Хотя, казалось бы, должны были предвидеть – страны соцлагеря обязаны иметь некоторое сходство. Банальный пример из родного С.-Петербурга – станция метро «Международная» должна была быть открыта в 1982 г. (сразу после построения коммунизма в 1980 г.), но в середине 2012 г. стройка ещё обнесена строительным забором. Сам подземный тоннель был прорыт еще в 80-е, а вот с наземным строительством прям беда. Так как строительство коммунизма пока задерживается, то и строительство метро несколько запаздывает.
   Так и в Польше – реальность не поспевает за планами. Навигатор отправил нас на Жешув, и там мы вволю постояли в польских пробках.


   Но всё-таки на дворе 21 век, и с помощью онлайн сервиса можно отслеживать дорожную обстановку и скорректировать маршрут (поставьте флажок напротив traffic).
   Или до поездки ознакомиться с этой картой на сайте Дирекции польских автострад, но за её актуальность я бы не поручился.
Камеры на дорогах Польши


польша собор

   Краков.

  Поставили машину на бесплатной подземной парковке гипермаркета на правом берегу Вислы, бесплатный автобус не довез всего ~ 1,5 км до центра города.

  Дальше достали книжку Dorling Kindersley «Cracow» и изучали достопримечательности по ней.
   Краков старинный город, мало пострадавший во II мировой, есть что посмотреть. Даже если просто гулять по городу – то за два дня еле-еле успевается увидеть основные достопримечательности. Если в планах стоят хотя бы основные музеи типа Вавеля – то времени потребуется больше.
  С финансовой точки зрения времяпровождение в Кракове обойдётся вам недорого. Были поражены демократичностью цен на кафешки и прочий общепит. Вообще, в Польше дешевле всё, кроме бензина и парковок.



татры национальный парк

   Далее захотелось активного отдыха. От Кракова до основного хребта Татр ~ 100 км. Решили доехать до известного горнолыжного курорта Закопане и походить с рюкзачком по Татранскому национальному парку. Поставили машину на парковке Centrum Narciaskie Nosal.
   Парковка была бесплатная, не сезон – машин мало. Вход в парк платный (5 zl) до 17 часов.
   Карту можно найти тут.


  Национальные парки в Польше отличаются от, например, Финских/Норвежских тем, что традиционный вариант ночлега в своей палатке – в Татрах официально запрещен. Предлагается ночевать в горных приютах-схронисках, где предоставляется место в комнате на двухэтажных нарах и постоянный шум и гам, и места в сезон надо бронировать заранее и по телефону (для нас с «0» польским это невыполнимое требование, да и спланировать заранее дату – сложно). В сезон с местами неважно, «студенческий вариант» – это ночлег на полу, но стоит денег. В общем – отдых на любителя.
   Кроме того, в пределах нац. парка существуют два палаточных городка ("поле наметове") – один ниже схрониска Мурованец, другой по дороге на Морске Око. Установлены стационарные палатки, имеется душ.


каспров верх татры

   Прочитали этот обзор туристических маршрутов в Татрах и решили походить примерно так же. Единственно, нам показалось, что в словацкой части Высоких Татр народу гораздо меньше, чем в польской. Словакия входит в Шенген, в горах пограничников нет, как нет и погранзон, поэтому, наверное, стоит сделать акцент на менее посещаемое место.


   А так – да, всё цивильно, ухожено, тропы со ступеньками поднимаются на 1000 м. перепада (Каспров верх), тропы по хребту выложены туриками и отмечены табличками (не везде). Видели и других людей с палатками – выходит, не все готовы ночевать в схронисках. Так что – если не ставить палатку рядом с приютом – гонять специально вас никто не будет. Главное – найти укромное местечко для ночлега и снимать палатку рано утром, не дожидаясь толп отдыхающих.
   Сами горы интересны, доступны и стоят посещения. В сентябре стояла прекрасная теплая погода, от нашего небольшого треккинга остались наилучшие впечатления.

закопане татры национальный парк


   Обратно в сторону Кракова мы двинулись в воскресенье, и тут был поставлен еще один рекорд нашего путешествия. На участке Закопане-Рабка традиционно узкое шоссе и обилие машин. И в какой-то момент прибор показал среднюю скорость «за сегодня» - 26 км/час. Как говорится, ужос!
   В дальнейшем, мы были близки к достижению таких цифр, но всё-таки их не достигали. На шоссе E67 крейсерская скорость была в районе 35 км/час.


   Наконец миновали Краков и по только что построенной трассе A4 добрались до другой знаковой точки - Освенцима


   Про Освенцим написано много, просто пара запомнившихся моментов:
- экскурсии начинаются с т. н. Auschwitz-Birkenau #1, что называется, «первой очереди». Тогда как основные части концлагеря, #2 и #3 находятся в стороне, километрах в 3. GPS-координаты указаны тоже #1. Auschwitz-Birkenau#2 - это более «узнаваемый» по фильмам концлагерь, с рядами бараков и стенами из колючей проволоки. Между #1 и #2 курсирует бесплатный автобус.

  Концлагеря, конечно, придумали не нацисты, а англичане (во время англо-бурской войны), а творчески развил Ленин. Но тут главное – масштаб: миллион евреев, 20 000 советских военнопленных и прочие отправились в мир иной именно здесь. Для самообразования, конечно, надо бы побывать еще где-нибудь на развалинах «Серпантинки», или Норильлага, но и Освенцим впечатляет.
   Небольшой экскурсионный нюанс – вход до 15 часов в составе экскурсии и по билетам. А если не хочется слушать экскурсию на английском – с 15 часов вход свободный. Cм. официальный сайт Освенцима.


освенцим концлагерь освенцим польша
освенцим бараки труд делает свободным

освенцим музей

   Вот и всё с Польшей. Пересекаем границу и едем в Чехию.
   Надоело ездить по узким загруженным польским дорогам, с их ремонтами и реверсивным движением, на первой же заправке покупаем стикер (виньетка, наклейка) для езды по чешским автомагистралям.
   Виньетки (стикер, наклейка) нужны только для автомагистралей, по обычным дорогам можно ездить бесплатно. 10 дней - 310 CZK, месяц - 440 CZK. Штраф за её отсутствие или ненаклеивание - 5,000 CZK. На этой же заправке понимаем наш промах – у нас пустой бак, а бензин в Чехии дороже польского больше чем на 10%.
Полезная интерактивная карта автомобильных дорог Чехии
Таблица штрафов за нарушение ПДД.
Штрафы за мелкие правонарушения взимаются полицией на месте.

Первый город в Чехии по пути – Оломоуц
Olomouc.eu

оломоуц чехия

   Интересна историческая часть, с чумным столпом, ратушей и собором.
   Напротив здания философского факультета – «правильная» пивная, с пивом в кегах и веселящимися студентами… Мне сложно представить, как это всё выглядело в XIX веке, когда страна называлась Австро-Венгрия, город назывался Ольмюц, в городе ещё со времен саксонской колонизации XII—XIII в. жили преимущественно немцы, а в этом здании учился Иоганн Мендель.
   А может, всё также и было, разве что язык был другой.

оломоуц музей мендель генетика

   Любопытно, что основоположник генетики Мендель сдал на «неудовлетворительно» экзамен в венский университет именно по биологии. Сразу вспоминается другой исторический эпизод, когда Шаляпин и будущий писатель Максим Горький пытались поступить в хор, и знаменитого певца Федора Шаляпина не взяли "из-за отсутствия голоса".

чехия чумной столп


   Дальше решили заехать на место битвы под Аустерлицем 1805 г., в которой Наполеон I разбил «армию двух императоров».
   Льва Толстого все читали в школе, подробности помнят, отмечу другое: это место очень далеко от России.

аустрлиц австрия

   Просто ОЧЕНЬ далеко, мы уж порядочное время едем на машине, а ведь солдаты шли сюда пешком (шли месяц, если не больше). И зачем они сюда пришли? – чтобы помочь австриякам против французов. Сразу вспомнился «интернациональный долг» и прочие мозгопромывательские теории, да и цифры убитых схожи – 21000 тут, 15000 – там. Я был на границе Ирана, близ афганской границы, поверьте на слово – это тоже очень далеко.

   В общем, как мы поняли, новгородских мужиков очень беспокоила судьба эрцгерцога Франца.
   А сама горка с музеем и памятником – отличная видовая точка. Легко представить, как вооон из-за тех холмов выдвигается конница Мюрата…


солнечные батареи европа

   В нескольких километрах от аустерлицкого музея есть еще одна достопримечательность, но иного рода: километровая полоса солнечных батарей. Ну, вернее, целое квадратное поле из панелей, уходящее вдаль.
   Ветрогенераторы мы видали во многих странах EU, в Финляндии бóльшая часть коттеджей оборудована небольшими панелями солнечных батарей типа таких, сотни тысяч домов в Швеции (2011) имеют тепловые насосы. Но чтобы километровые поля солнечных батарей – это видели впервые.

ветрогенератор европа

   Потом - встречали ещё, но это было первым. Запомнилось.


    Брно
   В центре города нашли свободное и бесплатное место для парковки (буквально в 15 минутах ходьбы от замка). В ходе прогулки по центру решили, что пора бы уже начать вкушать чешское пиво, для чего заглянули в местный ресторанчик, ожидая божественного вкуса. Наобум ткнули в слова Branik и Kofola, бармен без колебаний наполнил кружки.

  Сейчас смешно: и Branik-то так себе пиво, но купить жидкость под названием Kofola мог только не разбирающийся турист из России :)

брновский дракон

   Зато погулять по центру Брна очень приятно, один брновский дракон чего стоит. Замок Шпилберк, соборы и историческая часть города (Моравия 400 лет входила в состав империи Габсбургов) – очень и очень любопытны.


брно чехия чехия брно


   Заночевали в кемпинге. Цены на проживание низкие, народа почти не было. Кемпинг находится на берегу здоровенного озера, при нас рыбаки выловили просто колоссальных сомов, так что купаться стало страшновато – вдруг ещё остались? Метрах в 300 от ресепшена спугнули рябчика. Беспредел.  

  Взяли карту местных веломаршрутов – вдруг еще будем в этих местах.

брно музей

От кемпинга до границы с Австрией ~ 20 км.

   Шоссе по Австрии сразу продолжается автобаном.
   Обычные дороги бесплатные, а автобаны платные, нужно купить виньетку (стикер, наклейка). 10 дней – 8 euro, 2 месяца – 23,4 euro (с годами цены меняются). Мы планируем побыть в Вене пару-тройку дней, и только потом продолжить путешествие по Австрии, а потому не уверены, что нам хватит 10 дней. Покупать же сразу 2-х месячную «на всякий случай» душит жаба.

шенбрунн вена австрия

   До Вены всего 70 км, минут 10 стоим перед знаком «платная автомагистраль», раздумывая и считая дни.
   Внезапно появившийся полицейский подходит, смотрит на лобовое стекло (туда, где должен быть наклеен стикер), и не найдя его, машет полосатой палкой в сторону съезда с автобана – Go! Так тому и быть, едем по бесплатным дорогам, что идут параллельно автомагистрали.
   Нет худа без добра – в первом же городке видим, что цены на бензин в Австрии и вправду ниже, чем в Чехии, Iru.org дело говорит.
   Ставим машину на одной из Park-and-ride и идем гулять по Вене.
Про общественный транспорт Вены.


вена австрия плакат

   Существует, наверное, 10000 книжек про столицу Австрии, повторяться не будем, но ясно одно – сюда надо приехать, и, наверное, надо пожить какое-то время. У нас всего три дня, поэтому решили просто гулять по центру, изредка заходя в музеи, попавшиеся на пути.
   Что-то производит впечатление (например, собор Святого Стефана, или картины Климта), что-то не очень, но всё надо посетить. и Бельведер, Хофбург, площади и скверы центральной части Вены.
   Музей Моцарта снаружи интереснее, чем внутри, от Бельведера (в переводе «прекрасный вид», распространённое название, и под С.-Петербургом есть свой маленький Бельведер) ожидали большего, архитектура Хундертвассера – на любителя, но это всё мелкие придирки. Вена – столица империи, и этим всё сказано.

бельведер музей вена австрия

Погода стояла великолепная, +22, не скажешь что уже октябрь.


   Решили сэкономить и заночевать в Camping Wien West, и это была ошибка. По случаю несезона, открыта лишь небольшая территория вдоль проезжей части, по Hüttelbergstraße всю ночь ездят машины. Мест для палаток мало, всё заполнено, отойти от забора подальше – некуда. Видимо, бóльшая часть территории, с привлекательными фото (см. сайт), просто закрыта из соображений «меньше убирать». Народ из соседних палаток (и это были французы) явился в кемпинг часа в 2 ночи, и начал циркулировать между палатками, душем и кухней. Все это сопровождалось идиотскими беседами, совершенно неуместными в 2 часа ночи (я понимаю язык).
   Финальный аккорд – большой туристический автобус с тинейджерами из Нидерландов, явившийся с какого-то мероприятия в 3 утра.
   Отвратительно! И ведь денег стоит!
   Разбудил начавшийся в 8 утра дождь, и мы, наскоро позавтракав, отчалили из поганого кемпинга.


австрия вена

   На этот раз поставили машину у торгового центра (бесплатно), от которого ходит автобус в центр города (1,5 euro с человека туда, обратно – бесплатно) и доехали до центра (до Венской оперы). Информация 2012 года - 29 сентября 2012 автобус до Оперы пойдёт в последний раз, так что новую халяву надо поискать самостоятельно.
   Дождь зарядил основательно, обратились к интернету и прогнозу погоды. Прибор показывал интересную картину – якобы со вчерашних +22 температура сегодня упадет до +12, назавтра ожидалось +7. И это в Вене, что говорить про Hohe Tauern и прочие альпы.
   Ну и ладно, завтра поглядим, а сегодня продолжаем осмотр Вены. Опять же надо уделить внимание штруделям и проч.


австрия вена метро

  Неплохая кафешка нашлась напротив университета. Девчонки-студентки с ноутбуками делают д/з, т. к. тут вкусно кормят, а главное – нет дождя и прохладного ветра.
   В booking.com увидел вариант «на сегодня» в 3* за 53 евро. Нихт бэд кемпинг!

  В сам университет любопытно заглянуть – слева от центрального входа золотыми буквами написаны имена известных студентов и выпускников. И список начат с 1400какого-то года! (Университет основан в 1365 г.)

   Случайно набрели на один из Flaktürm’ов (флактурм - «зенитная башня»). Башня ПВО имеет высоту 55 метров (12 этажей), толщина стен - 2,5 м., и возвышается над окрестными домами серой массой железобетона. Впечатляет. Наверху укрепления - платформа для восьми зенитных орудий и радиолокатора, внизу - огромный бункер, способный вместить до 30 тысяч человек, электростанция, источник снабжения водой из артезианской скважины и запасы продовольствия.
Wikipedia.org/wiki
   Зашли в Оперу - цены не выше питерских. Можно бы и сходить, но сегодня нет вечернего спектакля.
   Забавно, что билетёр и продавщица сувениров обсуждают по-русски цены на австрийское коммунальное хозяйство, периодически разговаривая с входящими туристами на английском и немецком. :) Кстати, в Оперу можно попасть за 2-3Е - вечером перед представлением продают стоячие билеты на галёрку для студентов и любопытных

австрия виноградники

   На следующий день прогноз подтвердился. +7. Ужас! Смотрим инет, на ближайшие 5 дней такая погода. Прибор бездушно рисовал крах наших горовосходительских планов. В долине Zell-am-see и окрестностях начал идти снег.
   Ходить по горам под снегом мало удовольствия, поэтому решаем скорректировать программу и обойтись в этот раз уже посещенными Татрами. Альпы – в следующий раз.   Гуляем еще день по Вене и сразу едем в Прагу.
   Раз так – не нужна и виньетка для австрийских автобанов (хорошо что не купили), не нужна «правильная» спортивная страховка для гор (мы собирались купить её по приезду в Mittersil, всё равно это делается через интернет), эти денежки просто необходимо потратить на моравские мускаты и прочие вино-водочные изделия :)
   Бесплатные австрийские дороги в сторону Праги были малозагружены, пейзаж с виноградниками с полями и холмами. От Вены до Праги ~ 300 км. Даже неплохо, что едем не по автобану, можно поглядеть страну.

   Навигатор вывел нас в Чехию, и хочется отметить состояние покрытия на платном чешском автобане D1 (E50): сперва мы решили, что что-то случилось с подвеской - такое ощущение, что колёса вдруг стали квадратными. Но нет, осмотр показал, что транспортное средство полностью исправно. Неисправен чешский автобан! Основание дороги, видимо, сделано из бетонных плит, а отсыпку под них – украли. Поэтому плиты «поплыли», получилось одна вверх другая вниз, типа эдакого / \ / \ / \ , и сейчас дорога представляет собой «стиральную доску» с небольшой частотой полуволн. Особенно плохо в правом ряду, в левом – получше, и тут с монотонным хлоп-хлоп-хлоп-хлоп на 160+ пролетают местные граждане. Я заподозрил, что где-то в этих местах находится крупное производство амортизаторов и прочих деталей подвески, которые при такой езде будут быстро выходить из строя, иначе бы шоссе отремонтировали.

    Прага.
   Решили пожить тут 5 дней, раз из-за похолодания и снега треккинг в Австрии отменился. По какой-то причине Чехия вообще и Прага в частности очень популярна у русских туристов, мы думали, что этому есть основание.

прага чехия картов мост


   Первое основание нашлось сразу же – мы сняли здоровенный номер в 3* гостинице за 1000 руб в сутки за дабл (в пересчете). И отель нам вполне понравился, и бесплатная парковка под окнами. Находился он, разумеется, не в центре, но мы умеем пользоваться трамваями, остановок 6-7, а то и 10 - можем проехать. Жильё поискали на обычных сайтах по онлайн-бронированию и проверили прямые варианты на сайте Czecot.ru
Трамваи ходят быстро, по расписанию.

  Смешной эпизод: мы ходим по городу с картой и навигатором (на всякий случай). Погуляли, едем на трамвае к себе в отель. Я решил узнать скорость трамвая, уж больно резво он ехал. Навигатор был в состоянии «сна», и вероятно, включился и нашел спутники не сразу. Место где едем - показал верно, а скорость - отобразилось 174 км/час. :) Мы на машине-то по Чехии так не ездили ;) .
   Шутки-шутками, но трамваи - действительно очень быстрый и удобный вид транспорта в Праге.

прага розы

   Мы покупали самые дешевые 30-ти минутные билеты, их вполне хватает. Стоимость билетов на транспорт в Праге - Dpp.cz. Также проезд можно оплатить SMS-кой.
   Если у гостиницы нет своей парковки – традиционно можно использовать P+R

чехия замок

   Вообще про парковки в Праге.
   Подборка достопримечательностей Чехии. Хотя такие списки приводят в уныние, просматривая их приходишь к выводу - нигде не был, ничего еще не видел!


улицы праги


   Местные кафе часто обсуждают в интернете, вот например или вот.
Но эти оценки подчас спорны и субъективны. Лучше использовать общее правило: 1) отойди хотя бы на 500 м. от толп туристов, 2) важно чтобы там кушали местные люди.

прага музеи

   Именно местные, один раз посмотрели невнимательно – люди были, но на 90% оказались московскими туристами, и как следствие – еда невкусная и дорогая.
   Вообще, показалось, что местную кухню теснит кухня итальянская – вывески Pizza бросаются в глаза.

прага туалет

   Понравилась кафешка «U lucerny» (вкусные пирожные, хороший кофе) и ресторанчик «El wood» (простая вкусная еда).
Сайт, полезный любителям пива - Pivnidenicek.cz


трабант с ногами


   Ну а общее впечатление от Праги – смешанное. Ведь те люди, которые создавали Голема, книжки про Замок, да и сам Замок – уже не живут здесь.  Живут потребители чешского пива, и тысячи туристов.
  

Если почитать книжки, понимаешь, что это главные достопримечательности не совсем «отсюда родом» – Карлов мост через реку Влтава (в переводе с древнегерманского Влтава – «дикая река») копия античного моста в Италии (Pons Lapidis), собор Святого Вита построен приглашенными иностранными мастерами по образцу германских готических соборов, и тп. Даже стены пражского кафе украшены акварелями с видами Монмартра.

виды праги

   В общем, захотелось приобщиться к оригиналам вместо копий.


   Как бы там ни было – по Праге погулять надо, достопримечательностей много, всё относительно недорого, качественно и любопытно.
   Хотелось бы только более теплой погоды, но увы. А раз так – надо двигаться в обратный путь, в сторону Белоруссии.


прага вьетнамцы мигранты

   Решаем, раз такое дело, заехать в Варшаву. Крюк имеет место быть, понимаем, что впереди пробки на польских дорогах, половина которых перекопана, но надо «поставить галочку». По пути проехали через область Силезию – действительно, красивые места, невысокие горы, отличные места для треккинга или велотуризма.

  



Как известно, Варшава во время II мировой была сильно разрушена, и восстановлен только небольшой исторический квартал вместе с королевским дворцом.
Так как было еще 16 часов, хотели быстренько доехать до центра, погулять там до вечера да и завершить на этом знакомство со столицей Польши.
Увы.
   Отчего-то навигатор повел нас по центральным магистралям, а там плотный трафик. Там еле ползли, сям постояли – время уже начало шестого. Плюнули, развернулись, шоппинг в ТЦ при Ашане, и на ночевку.


автобан строительство


   С утра минус. Сегодня сухо и солнечно, но резина-то на нашей машине летняя! Надо бы в сторону дома двигаться, пока снега нет.
   Поставили машину на платную стоянку на 3 часа рядом с королевским дворцом. Этого времени на осмотр Варшавы хватило полностью. Запомнился вид на новый стадион, сталинские высотки «аля МГУ» и колонна Сигизмунда III, где он изображен в воинственной позе с саблей в руке (и немудрено – польские войска в XVII в. доходили до Вологды).
   Больше особенно ничего не запомнилось – новостройки везде примерно одинаковые.  Можно было заглянуть в Национальный музей (Muzeum Narodowe) или музей варшавского восстания, да мы поленились. В принципе, всё и так понятно – Гитлер устроил на ½ части города Варшавское гетто на 0,5 млн. чел, и помаленьку отправлял оттуда евреев в газовые камеры. Когда же всё стало всем ясно, и они в 1943 г. устроили восстание – всё сровняли с землёй (поляки не возражали). Во второй половине города в 1944 г. уже поляки подняли восстание – и 9-я армия генерала фон Формана вместе с частями СС сровняла с землей оставшееся. В момент освобождения советской армией 85 % города лежало в руинах.

варшава

   Стоит зайти в костел в Старо место, попробовать кофе со свежей выпечкой в кафе напротив – и можно ехать в сторону Белоруссии.
   Общественный транспорт Варшавы, полезные советы, путеводитель по Варшаве .


варшава центр польша

  Поскольку к границе РП-РБ мы ехали из Варшавы, то ближайшим погранпереходом был «Варшавский мост».
   Подъехали, видим огромную очередь. Встали, задумались. Минут через 20 подвижка. Перед нами человек вылезает из машины, и, упираясь руками, катит свою а/м вперед.
   Как он проехал метров 15 и спокойно стал ждать очередной подвижки, решили узнать у белорусского бензовоза о перспективах. «Часов на пять, не меньше!» разъяснил он нам, «а почему толкаю – бензин экономлю. Весь продал, понимаешь».


  Тогда мы разворачиваемся и едем на другой переход – Домачево. Это крюк километров 85 (~ примерно 40 туда и 45 обратно), и ни один вменяемый бензовоз туда не сунется. Поэтому – там может быть меньше очередь.
   Сказано – сделано, мы в Домачево, а там – всего три машины в очереди. 10 минут – и мы в Белоруссии.

   Однако на сегодня есть еще одна проблемка – только отъехали от очереди на Варшавском мосту – загорелась лампочка уровня топлива. Т. е. оставалось ~ 6 л. Заправляться по 57 р/литр не хотелось, хотелось дотянуть до бензина по 27 р/литр, этих 6 литров на 90 км нам хватит, тем более что от границы в Домачево километрах в 5 в сторону Бреста есть АЗС.
   И вот, 45 км мы уже проехали, лампа горит по-прежнему, надо бы на всякий случай найти заправку.
   Сунулись на первую – нет бензина. А что случилось? Нам объясняют – прошел слух, что якобы с завтрашнего числа топливо дорожает, цены на бензин увеличиваются (в пересчете) на несколько рублей РФ, вот люди и затариваются. Заливают бочки, канистры и подручные ёмкости.
   Стемнело. Нас направляют на другую АЗС – приезжаем – там «профилактика». Советуют поехать, найти третью. Фонарей в белорусских селах мало, осенние ночи темные, нашли не сразу. Увы, бензин только 76-й. А мы поездили уже достаточно, теперь до Бреста можем и не дотянуть (еще ~45 км, даже при расходе 6 л/100 км бензин когда-то заканчивается). Аи92 и Дт ожидается часа через 4-5, местные люди мирно сидят и ждут. Залить себе 76-й страшно – при засорении форсунок машина встанет, ввиду позднего часа придётся ночевать в придорожном леске, а назавтра кататься на эвакуаторе в сервис.
Сидеть до утра на богом забытой заправке – тоже не хочется.
   Тут видим, как белорусский чел наливает в пожилой Форд Аи76. От нечего делать любопытствую, у вас карбюратор переделан на 76-й? Нет, говорит, тут инжектор, я мешаю 95-й и 76-й в целях экономии, и всё ОК. И форсунки не засоряются? Нет, всё ОК.
   Решаем рискнуть и покупаем 3 литра Аи76, надеясь на батьку и соблюдение ГОСТов на местном НПЗ. И как можно плавнее, без резких нажатий на педаль газа дабы минимизировать расход топлива движемся в сторону Бреста.
   И нам удалось это! Хороший, хороший машин, на смеси 95 и 76 вполне уверенно довёз нас до первой АЗС в Бресте.
   Разумеется, на АЗС и тут огромная очередь, на несколько часов.
   Но тут выясняется замечательный нюанс: ВСЯ очередь за дизелем, а бензин есть, подъезжай-покупай!
   Какой-то театр абсурда: в Домачево дизель есть, нет бензина. В Бресте (от Домачево ~40 км) – все ломятся за дизельным топливом, а бензин есть и никому не нужен!
   Видимо, слухи дошли досюда в несколько видоизменённом виде.
Объезжаю очередь из местных «дизельных» страдальцев, заливаем полный бак бензина и с сознанием выполненного долга едем на ночлег!

   Надо ли пояснять, что на следующий день цена бензина/дизтоплива не изменилась? Из-за чего был ажиотаж, неясно, да и бессмысленно это. На всю жизнь солярки всё равно не накупишь…
   Через день подорожала-таки на 20 русских копеек (в пересчете), стоять из-за этого 3-4 часа в очереди, заливать бочки-канистры… Не уверен, что надо этим заниматься.
   Ну а потом – монотонный белорусский автобан. В какой-то момент навигатор проснулся, и на совершенно пустом прямом шоссе дал команду «Прямо», а потом добавил: «Продолжайте движение 475 км»


   От Бреста до Витебска отличное шоссе с одним поворотом. Легко проезжается за день. В Витебске -3оС, припаркованные машины покрыты инеем. Меня всё больше беспокоит то, что у нас летняя резина. Вспомнился Наполеон в 1812 г. – в Москве 27 сентября выпало ~10 см снега. Если сейчас пойдет снег – непонятно, что и делать.
   Заселяемся в первую попавшуюся гостиницу luchesa.by. Дёшево, вернее, цены не выше польских и чешских.
   Наутро +2оС, нам везёт. Полдня можно потратить на Витебск
   Стоит посетить музей М. Шагала. В Витебске выставлена его графика (а в Ницце - живопись), что в совокупности с окружающим «советским» пейзажем заставляет посмотреть на его работы под иным углом зрения.
   Да и вообще надо погулять по городку, ведь цель нашего мероприятия – туризм.


От Витебска до С.-Петербурга всего 7 часов езды на машине. Леса-перелески, 110 по навигатору – и мы дома.


Пара цифр:
- Расходы на бензин, автомобильные виньетки и страховки ~ 450 евро.
- Практически, в данное путешествие можно съездить и имея меньше 1000 евро на двоих (для этого надо обеды-ужины везде готовить самостоятельно, ну, и, может, переночевать еще несколько ночей в палатке). ИМХО, не такое уж огромное ограничение, учитывая количество впечатлений и положительных эмоций от поездки.


                                                                             ***


© «Kovrik-super». Воровство запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.

 Специально для Волкова Антона (Автотуристу.ру), Димитрия Славина (Маршруты.Ру) и редакторов Rosyjski Kurier Warszawski (rosjanie.пл): Использование материалов с сайта ЗАПРЕЩАЕТСЯ без письменного разрешения автора!