Норвегия – горы, Дания – велосипеды. Отчет о поездке. Печать

   Норвегия – горы, Дания – велосипеды. Отчет.

    Планы.

   Весной 2007 стали мы задумываться о том, как бы потратить с пользой имеющийся отпуск. Первоначальные мысли были купить «распродажный» авиабилет и поехать в континентальную Европу.

  Вариантов было не так много, но они были – билеты у Austrian airlines по 70 euro я видел собственными глазами… Более популярный вариант с Blue1.com из Хельсинки казался неоптимальным из-за излишней логистики.
   Из разных направлений Австрия была предпочтительна, я даже стал собирать в компьютере информацию про Австрийские Альпы (как обычно – 99% это рассказы в стиле «прекрасное пиво, отличная рыба», по делу - ноль).
Вот даже непонятно, зачем люди сочиняют эти рассказы: если полезной информации в них нет, то никто и читать не станет, т. е. время было потрачено впустую... А ведь сайты и блоги полны такими "пустышками"...

   Но время шло, на майские мы предались горным лыжам в Кировске, и в конце мая выяснилось, что дешевых авиабилетов в Вену уже нет.
  Купить билет за 260 euro в одну сторону было признано нецелесообразным (т. е. больше 1000 euro на двоих только а/б), и мы снова обратили свой взор к машине.

   Существует множество отчетов как на своей а/м съездить в Италию-Францию. Первый день едут кусок СПб-Хельсинки (реально – летом это полдня, но если на границе будет большая очередь – то возможны варианты), второй день - утром стартуя из Стокгольма, люди падают в середине Германии.   Или можно воспользоваться паромом из Финляндии в Германию, но это подороже.
   К обеду третьего дня – вы, например, в Шамони, или чуть попозже – в итальянских Доломитах.
   Плюс – посмотреть мир, минус – необходимость руления. Именно этот минус хотелось уменьшить, поэтому мы заметили небольшую страну «по пути». Т. е. Данию.

А что же есть в Дании интересного? Гор нет. Есть много моря для серфинга, но это, наверное, в следующей жизни. Что еще? Велосипеды. Велодорожки. Маркированные веломаршруты.
   Этим надо воспользоваться.
   Но всё же хотелось гор, ледников и красивых пейзажей. Тогда, после изучения глобуса, был обнаружен Folgefonna national park в Южной Норвегии, где мы еще не были.

   Плюс такого решения был очевиден – легко решаемая задача с визами, минимум руления, разнообразие мероприятия (горы-велосипеды), общая беспроблемность и доступность. На том и порешили.

    Подготовка.

   Особенно и подготавливаться не пришлось:
визу (норвежский шенген) получил, имея на руках:
- 4 ответа из норвежских кемпингов Camping.no и одного датского Danskecampingpladser.dk, что welcome, бронировать место для tent+car не надо;
- справку с работы про з/п, что дают отпуск [сам сочинил, сам печать поставил],
- примерный маршрут по дням,
- ксерокс справок о покупке валюты [на новый год на горных лыжах в Швеции катались – справки остались],
- медстраховки [тоже остались],
- анкеты с сайта посольства Norvegia.ru,
- копии ВУ и гринкарта – вроде всё.
   Никаких интервью нет. Срок – неделя. Вообще – норвежское посольство одно из самых лояльных к нестоличным жителям: документы принимают по почте, нет деньгососущего посредника в лице визового центра, принимают даже не брони букинга, а ответы из кемпингов типа «приезжайте!».
   Минус – дают «однократку», но в 2007 г. о большем и не мечталось.

машину починили чуть
паромные билеты Хельсинки – Стокгольм и обратно купили у Paromy.ru . Тогда еще не понимали, что в природе существуют скидки и акции, что билеты можно купить он-лайн на сайте перевозчика и оплатить картой.
газовые баллоны зарядили, снаряжение собрали, велосипеды подкатили к дверям.
   Всё!

    Маршрут

   Маршрут простой:
   СПб – Хельсинки (Финляндия) – паром - Стокгольм (Швеция) – Хельсингборг - паром - Хельсингёр (Дания) – Копенгаген – Оденсе – Эсбьерг - Хиртсхальс – Скаген – паром - Кристиансанд (Норвегия) – Ставангер – Прекестолен - Одда (Folgefonna national park ) – Стокгольм (Швеция) – паром – Хельсинки – СПб.
23 дня. На машине 4500 км, на велосипеде и пешком – меньше :)

Дания.

   В Дании поразительно популярен велосипед. Такое впечатление, что в Копенгагене пешеходов меньше чем велосипедистов. Везде велодорожки, вело-светофоры, все удобно размечено и организовано.
   В городе есть бесплатный прокат велосипедов – на инфо берете карту города, там указаны велопарковки. Бесплатные велосипеды закреплены замочком на цепочке. Опускаете монету 20 DKK – замок расстегивается, отпускает велосипед. Возвращаете велосипед на парковку, застегиваете замок – монета выпадает обратно. Велосипеды, конечно, так себе – но для поездок от Русалочки до Круглой башни – вполне достаточны.

   В Копенгагене мы жили в Bellahøj camping , это самый близкий к центру кемпинг. Там также есть прокат велосипедов, но уже платный (вроде 60 DKK, мы прокатными не пользовались, у нас были свои велосипеды).
   Велодорожки есть и вне населенных пунктов. См. общая информация Tteltpladser.dk см Trafikken.dk
   Есть целые– см. многодневные веломаршруты

   Есть известный веломаршрут «Дорога маргариток», проходящий через второстепенные и третьестепенные дороги и маленькие поселки, через достопримечательности и просто красивые места (на местности указатель – цветок маргаритки на коричневом фоне).
   Также - на деньги Еврокомиссии работает проект The north sea trail Northsea-cycle.com – веломаршрут по всем странам Северного моря (Великобритания-Германия-Дания-Норвегия).
  Обустроены не только велодорожки, но и места отдыха, издаются буклеты, и т. п.

    Ночевки
- можно жить в кемпингах , это очевидно, в Дании более 500 кемпингов.
   «Дикий кемпинг» - т. е. постановка палатки вне специально отведенных мест – запрещен. В этом - отличие Дании от северных стран (Норвегии, Финляндии и Швеции, где вы можете ставить палатки свободно (не ближе 150 м. от жилья, не на посевах, если нет прямого запрета в виде таблички «No camping!»)).
   Это меня удивляло – как же живут сами датчане – неужели всё так строго?
   На месте выяснилось, что все организовано вполне разумно: В каждом районе есть klitplantage – типа большого пейзажного парка, где в уединенном уголке можно ставить палатки. Primitive overnatningssteder / Lejrpladser. «Правильный» пример – Tversted Klitplantage. Оборудовано место для костра, бывает – завезены дрова, есть укрытие от дождя. Если глава местной администрации не ленивый (а может – его скауты забодали) – в таком месте есть домик с бытовыми удобствами – туалет (бесплатный, разумеется), и т. п.
   На сайте Naturstyrelsen.dk выбираете primitive overnatningspladser, нужный район.
  Переходя по ссылке видны характеристики места. (например в Uggerby klitplantage - Antal pladser: 30 Shelterplads: Nej, Toilet: Ja, Bålplads: Ja, Vand: Nej ). В общем, перед поездкой стоит изучить маршрут.
   Или на сайте Skovognatur.dk выбираем карту, например, Ютландии, выбираете район, пример Naturstyrelsen.dk/Naturoplevelser и далее соответствующий участок.
   Пример - Tversted klitplantage , на карте видно местонахождение Lejrplads.
   При желании, можно с помощью Google Earth «узнать» GPS-координаты и занести их в навигатор.
   Однако организовывать «базовый лагерь» и жить неделями, как это любят наши люди – не получится – это запрещено
В принципе, это и понятно – такие места предназначены для туристов, которым нужен лишь краткосрочный ночлег.

   Душ – уже за плату. Пример – primitive camp site у замка Egeskov. Тут кроме душа (20 dkk) есть кухня и т. п. Персонала-охранника нет – красть-ломать-мусорить никому в голову не приходит.

   Надо отметить, что кемпинг берет деньги за дело – иначе бы все жили в primitive campsite.
   Приличный кемпинг имеет бассейн, детскую площадку (и отлично оборудованную!), кухню с посудой, прочие приятные вещи, а также обеспечивает охрану.
   Кроме того, в городах (Копенгаген, Оденсе) – кемпинг расположен близко от центра, а при ночевке на бесплатной площадке в городской черте неясно куда деть автомобиль. В Оденсе - Сamping-odense.dk , бассейн отлично виден на GoogleEarth.

Что посмотреть в Дании:

  Копенгаген, движущиеся дюны 70-м высотой на берегу Северного моря, широченные песчаные пляжи. А также – то, что указано в путеводителе.
   Отдельный пункт – пиво Carlsberg и Tuborg. Та жидкость, что продают в РФ под этими названиями – в Дании не встречается.
Рекомендуем сходить на завод на экскурсию, а потом углУбить полученные знания

  Запомнился любопытный эпизод: перед Esbjerg'ом решили переночевать в одном из кемпингов, благо он попался по-пути. На ресепшене просят заполнить анкету. Но анкета на датском. Нет проблем, говорит дама за стойкой, ты говори а я сама заполню.
 Откуда вы?  - Russia, St.-Petersburg.
 ОК, Russia, Moscow.
 Не, говорим мы, не Moscow, а город St.-Petersburg. Вот, смотрите, показываю паспорт (там есть место выдачи).
 Пауза. Потом нам задают отличный вопрос - а Petersburg, это где? Что за место такое?
 И тут мы окончательно поняли, что мир несколько иной, и наша роль в нём сильно преувеличена. Как говорит один (много где побывавший) товарищ - "многие не знают, где мы находимся." :)


Норвегия

Общая информация – см. предыдущие отчеты.
Сейчас были в Folgefonna national park. См. подробную информацию

   Обзорную карту можно скачать, но для ориентирования в горах лучше купить нормальную 500-метровку.
   Все маршруты начинаются из кемпингов – до снега достаточно близко, нет большой необходимости в таскании палаток (и мест-то под палатки немного, надо самим выкладывать и ровнять площадку).

   Маршрут на 1 день – из Буера (Buer).
   Ночуем в Одда кемпинге , машину оставляем в Буере на парковке, далее по тропе до языка ледника Буербрин (Buerbreen nedre) – подъем по ледопаду – в. Reinanuten, 1296 м. – и по маркированной тропе обратно к парковке. Для акклиматизации можно сходить на горку у подножия ледника Buerbreen øvre (маркированная тропа), от кемпинга на полдня.

   Маршрут на 2 дня – из поселка Сундал:
   Из Sunndal кемпинга по тропе мимо озера Bondhusvatnet до ледника Bondhusbrea.
   Подъем по ледопаду (более крутой и длинный, чем на леднике Буербрин, куча разломов!). Темнеет поздно – это должно помочь…
Далее по пологой части ледника до хижины Fonnabu (несколько домиков). На следующий день – от хижины обратно в Сунндал.

Для акклиматизации и оценки собственных сил можно предварительно зайти на в. 650 (удобнее от озера Fynderdalsvatnet).

   Также можно сходить популярный местный маршрут из Сунндала через хижины Fonnabu и Holmaskjerbu в Одду. Всё полого, ногами, зато – виды на фиорд и тренировка. Обратно – на автобусе через 11-километровый тоннель.
   Снег в июле был просто замечательный – и не проваливался, и не слишком плотный, кошки нужны только для ледопадов.

   Наименее интересный маршрут – от озера Markjelkevatnet к вершине Hundsøyra (1464).
   Горки, снег, горки, снег, вверх-вниз, идти далеко, всё однообразно. Вершина – снежно-осыпной купол. На уровне горной «единички», а занимает почти целый день. Зато – акклиматизация и тренировка.
Еще маршрут

   Также в этом национальном парке есть летний горнолыжный центр, ноги в который так и не дошли – отпуск слишком мал…
См web-камеру (камера, как и горнолыжный центр работает летом) Прочие места, где можно летом покататься на горных лыжах – см здесь.

  Потом мы решили посмотреть на скалу Прекестолен, что в районе Ставангера.
   Место популярное, стоит подняться. Prekestolen
Как сказано в русскоязычной версии сайта местного кемпинга, основное – «быть в трезвом состоянии» …

  Приемлемое бесплатное место ночевки - на Rv13 между Oanes и поворотом на Прекестолен (за тоннелем, на спуске, справа по ходу далеко внизу видим озеро, а ищем заезд слева по ходу (в гору).
   Традиционно, надо пересечь двойную сплошную :)

    Выводы, рекомендации

Июль – это правильное время. Всего ~ 25% дней были с дождем.
• Очень правильно было оформить визу норвежский шенген: на съезде с парома Color Line в Кристиансанде (Норвегия) проверяли паспорта, спрашивали, что мы здесь делаем.
   В случае финской визы (конечно, она получается еще проще, надо только дойти до консульства) – надо грамотно «отбрехаться». Нам же - и врать не пришлось: виза норвежская, приехали в Норвегию, едем в Фолгенфонна нац. парк, жить будем в Одда кемпинге в палатке, вот экипмент в машине фо треккинг, вот ретурн тикет из Стокгольма в Хельсинки.
   И на норвежско-шведской границе на трассе Е18 также шведы устроили массовою проверку документов (не только у русских) – с норвежской визой у нас не было никаких проблем.
• наименее дорогой бензин – в Дании. Цены на топливо в Европе см. на Iru.org , надо зарегистрироватся.
На втором месте – Швеция. См. bensinpriser.nu , можно выбрать регион и город
• Субъективное мнение – Дания просто создана для несложных велопутешествий.

    Бюджет поездки

   Мы ездили в самый пик сезона – поэтому цены на паромы были максимальные.
   Про Klitplantage в Дании «просекли» не сразу – некоторая сумма была потрачена на кемпинги, где тоже high season (и максимальные цены). В «несезон» цены ниже примерно на 30%.
   Также была полностью удовлетворена потребность в качественных спиртных напитках (портвейн Олд Тауни оставил самые приятные впечатления..).

Обязательные расходы (2 чел + а/м) {Расходы в 2007 г. - инфляция существует везде!}

Паром Хельсинки – Стокгольм и обратно – 13349 руб, Silja.com , про акции – тогда не знали
Паром Хельсингборг (Швеция)- Хельсингёр (Дания) – 310 sek
Мост через пролив Б. Бельт (16 км ) – 205 dkk
Паром Хиртсхальс (Дания) – Кристиансанд (Норвегия) – 180 euro , безобразно дорого!
Тоннель на Е39 – 20 nok
Въезд в Sandnes на Е39 – 20 nok
Паром Lauvik – Oanes на Rv13 – 74 nok
Паром Hjelmeland – Nesvik на Rv13 - 74 nok
Тоннель на Rv 551 (Folgefonntunnelen, 11 км) и обратно 60+60=120 nok
Визы, гринкарта, страховки – 1250*2 +700 +390*2/2 поездки = 3500 руб.

   Сумма прочих расходов (еда, бензин, кемпинги, музеи) – сильно зависит от личных предпочтений и возможностей.
И от информации, которую удастся раздобыть до поездки. Отчеты типа Tikhomirov.org (автор - Сергей Тихомиров) - редчайшая редкость, к сожалению….

    Полезная информация:

Сайт финской таможни
Схема норвежских тоннелей, запрещенных для проезда на велосипеде
Платные дороги Норвегии (англ)
Интерактивная карта Норвегии


Прочитайте эту статью о снаряжении для велотуризма. Она будет полезна.



***




© «Kovrik-super». Воровство запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.

 Специально для Волкова Антона (Автотуристу.ру), Димитрия Славина (Маршруты.Ру) и редакторов Rosyjski Kurier Warszawski (rosjanie.пл): Использование материалов с сайта ЗАПРЕЩАЕТСЯ без письменного разрешения автора!