You are here: Главная отчет о велопоходе по Эстонии
Вело-Эстония PDF Печать

Вело-Эстония.


  От Санкт-Петербурга до Эстонии всего каких-нибудь 140 км на автомобиле.
  Доезжаем до Иван-города, переходим пешком границу, и всё. Вы находитесь в г. Нарва, где начинается велосипедный маршрут 10 EuroVelo .


  Маршрут проходит по самым живописным местам побережья Балтийского моря от Нарвы до Таллина. Весь маршрут может составить приблизительно 400 км ( 7 дней), время и протяжённость маршрута полностью зависят от желания участников.
Всё зависит от желания посетить как можно больше местных достопримечательностей и наличия свободного времени.
  А посмотреть в Эстонии есть что.


  1. Основные сайты для построения и планирования веломаршрута.
Зоны отдыха RMK

  На этом сайте смотрим места бесплатных оборудованных стоянок RMK.
Туалеты, вода, навесы от дождя, места для костра и пр.



стоянка RMK Ныммевески
однако наличие колотых дров не гарантируется ;(

   Визит в Эстонию
  На этом сайте смотрим описание и места расположения природных, исторических и культурных достопримечательностей Эстонии.

   Сайт железных дорог Эстонии ELRON
  По некоторым участкам удобно проехать на ж/д траспорте, для экономии времени. В вагонах предусмотрены места крепления для велосипедов, нужно только заранее (до посадки) снять с велосипеда велорюкзак. За провоз велосипеда денег не берут.

   Сайт tripadvisor
  Информацию по некоторым достопримечательностям и размещению можно найти ещё и на этом сайте.

   Трек для навигатора
Скачивается с отчёта Ильи Гуревича

  Логистика: Добраться до границы (до Иван-города) можно на авто, машины оставляются на платной стоянке на ул. Госпитальная. За сутки берут 150 рублей.
Безлошадные велотуристы могут доехать до Иван-города на электричке с Балтийского вокзала. Отправление 18-05 -> прибытие в Иван-город 21-25.
Так же можно воспользоваться поездом Таллинн-Москва. При желании можно сесть на этот поезд на Московском вокзале города Санкт-Петербурга.


  Места ночёвок вдоль всего маршрута можно планировать на оборудованных стоянках RMK, в кемпингах, отелях, хостелах.
Главное помнить о том , что в Эстонии воруют велосипеды. Будьте бдительны, не оставляйте их у гостиниц на ночь! Даже пристегнутыми!


  Итак, поехали!!!!


***


  Мы посетили Эстонию в два приёма. Первый раз проехались по маршруту Нарва-Раквере



маршрут EuroVelo
берег Балтийского моря


Конечно нужно обязательно посетить замок в Нарве (1329 год), башню Длинный Герман, кварталы Кренгольмской мануфактуры (место, где можно погрузиться в 19 век).
  Затем вдоль реки Наровы едем до побережья Балтийского моря.
Песчаные дюны и сосны в курортном посёлке Усть-Нарва.
По дороге встречаем многочисленные памятники и мемориалы погибшим в различных войнах, памятники бережно сохраняются правительством Эстонии.

Симпатичный парк в Силламяэ, с выходом на побережье, где галечный пляж и место отдыха местных жителей.



галечный пляж
Эстонский деревенский пейзаж

Далее маршрут проходит вдоль эстонского Глинта , наивысшая точка 56 метров.

  Обязательно нужно заехать в парк Ору в Тойла,



фонтаны регулярного парка
статуи видели еще купца Елисеева




детали скульптур
тут неплохо отдохнуть от велосипеда)

там же находится прекрасный и недорогой кемпинг Camping Männisalu. На территории кемпинга есть смотровая площадка на берегу моря; если повезёт с погодой - с неё можно наблюдать незабываемый закат.

  Невозможно проехать мимо водопада Валасте - самый высокий в Эстонии, для любителей острых ощущений есть висячий мост.



водопад Валасте
сам водопад - справа




гроты в Тойла
нижний парк в Тойла

  На следующем участке мы удаляемся от моря, зато посещаем две мызы (усадьбы). Одна в Saka, другая в Ontika (17 век, ныне гестхаус).

  Интересный участок будет за поселком Молдова. Мы вновь на грунтовке, и эта грунтовка довольно замысловато идет по полям. Главная достопримечательность – замок в Пуртсе. 1533 год.



гроты в парке Тойла
замок в Пуртсе, 1533 год

  Далее сворачиваем в старинный город Раквере.

  По дороге можно переночевать за посёлком Сонда в небольшом национальном парке рядом с озером есть оборудованные стоянки .



оборудованные стоянки
ратуша в Раквере

На пути встречаем достопримечательность: терриконы посёлка Erra


рекультивация терриконов бывшей шахты в Erra

В Раквере старинный центр, руины средневековой крепости.
Есть чудесная пекарня рядом с вокзалом, настоятельно рекомендуем её посетить. Картофельный пирог был необыкновенно вкусен.



кафешка в Раквере
театр в Раквере

Далее мы вернулись на местной электричке в Нарву и домой в СПб.


  NB: Если вы собираетесь дальше продолжить путешествие до Таллинна то в Раквере можно переночевать в хостеле Katariina Külalistemaja, ул. Pikk 3.

  Далее от Раквере возвращаетесь на побережье в район поселка Toolse, где на берегу моря стоят руины замка. Очень красиво. Вообще, от Toolse начинается самый красивый участок пути.
Глинта тут уже практически нет, но зато стоят леса, могучие, старинные. Дорожка красивая. И так через Лаахемасский заповедник до Таллинна.


***


  Второй раз наш маршрут по Эстонии был составлен от Раазику до Раквере.

  Решили в Таллинн не заезжать, так как часть группы там уже была.
  Хотелось специально посетить карстовую местность Костивере .



перевозка велосипедов в электричке
станция Раазику

  Рано утром доехали до Иван-города, в 6 утра перешли границу, на самой первой электричке в 7-05 доехали с пересадкой до Раазику.

  Достопримечательности первого дня:
Церковь в Харью-Яани

Карстовая местность Костивере




карстовая местность Костивере
карстовый останец


Каменные могильники Йыэляхтме



в путь!
могильники X века до н.э.

Церковь Святой Девы Марии в Йыэляхтме



церковь в Харью-Яани
интерьеры XIX века

Водопады реки Ягала .



башня в Кийу
водопад на р. Ягала

Вассальное городище Кийу, или башня Кийу



дорога от башни к камню Маякиви
тропа Пиканымме через болото

Камень Лауритсакиви в Куусалу

Церковь Святого Лаврентия в Куусалу

В Тситре на берегу есть большая оборудованная стоянка RMK c колодцем и смотровой вышкой.



вышка у стоянки RMK на берегу Балтики
оборудованная стоянка




схема стоянки
вид с башни на п-ов Юминда

На п/о Юминда : Учебная тропа Маякиви–Пиканымме , где расположена вышка и огромный валун Маякиви, на самом мысу маяк и стоянка, но без воды.
Валун Маякиви



обзорная башня
тропа оборудована указателями

Далее в зависимости от погоды маршрут пролегает вдоль моря по мысам Верги, Кясму, Пуреккаре, Юминда.
На полуострове Кясме есть велосипедная тропа 11,6 км, валунное поле Кясму и "деревня капитанов"



локальная дорожка
близ стоянки Мустоя

Рядом с водопадом Ныммевески есть стоянка RMK

Водопад Ныммевески



сушильня
остатки ГЭС, каскад Ныммевески

Каскад Вазаристи



механизмы ГЭС
водоотводящий канал

Мустоя стоянка RMK



немногочисленые грунтовки
утро третьего мая

Церковь Святого Маврикия в Хальяла



деревенское кладбище
баня на берегу Балтийского моря


Далее возвращение в Раквере , а затем на электричке до Нарвы.



церковь св. Маврикия в Хальяла, XV век
действующий храм (15 в.)




фото
интерьеры храма XV в.


     Светофор в Хальяла:
Легендарные светофоры в Хальяла были отключены 14 июля 2014 года. Светофоры были поставлены на основном перекрестке поселка Хальяла в конце 1980-х по инициативе тогдашнего предстедателя колхоза "Виру" Тоомаса Варека. Они регулировали движение по двум направлениям Раквере-Вызу и Лийгусте-Пыдрузе, и были первыми светофорами в Ляэне-Вирумаа.
Эти светофоры стали своеобразной достопримечательностью - во всей Эстонии не было ни одного загородного перекрёстка (вне городов), движение на котором бы регулировалось светофором. 

  Светофоры были установлены по нескольким причинам: желали успокоить дорожное движение , научить детей пересекать дорогу по регулируемому перекрестку, а также предотвратить попадание на дорогу навоза при резком торможении тракторов (цитата отсюда).



светофор
один из немногочисленных светофоров


  Есть ещё места достойные для посещения, но нужно сворачивать с веломаршрута, или планировать маршрут по другому.

Валун Ehalkivi

Кохтла-Нымме
Музей шахты "Кохтла"

Кохтла
Музей сланца


***


                   И еще пара оргмоментов:
- шенгенская туристическая многократная виза стоит 35 евро. Как обещают финны, с 2.2.2020 станет возможным оформление шенгенской визы на пять лет
- медстраховка - "для визы", 30 дней пребывания в течение года / 500 рублей. Понятно, что за эти деньги падать с велосипеда не рекомендуется.
Поэтому каски были у всех ;)
- стоимость продуктов в Эстонии примерно как в России. Но магазины НЕ находятся в лесу, у туристских стоянок. Дроны не доставляют в лес забытую дома пачку макарон, Илон Маск и Джефф Безос еще не добрались до равнин Вирумаа.
Поэтому часть раскладки берём с собой из дома, часть докупаем в первом попавшемся предприятии розничной торговли.
В отличие от Финляндии, вино-водочные продаются в обычных продовольственных магазинах)
- использовалась OSM-карта для навигатора Garmin, любезно выложенная на Веломании.
Или можно загрузить нужный кусок самостоятельно.
Или можно воспользоваться Maps.me для смартфона (но это не так удобно).


                    Краткое резюме:
  Эстония для велотуризма хорошее место: много второстепенных практически пустых дорог отличного качества (это касается в том числе грейдеров и грунтовок), высокая культура водителей, которые уважают велосипедистов, красивые пейзажи, отлично оборудованные чистые и при этом бесплатные стоянки, дружелюбные и позитивные местные жители (учите английский),
а также удобная логистика и общая бюджетность мероприятия.



***







© «Kovrik-super». Воровство отчетов запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.


 Специально для Волкова Антона (Автотуристу.ру), Димитрия Славина (Маршруты.Ру) и редакторов Rosyjski Kurier Warszawski (rosjanie.пл): Использование материалов с сайта ЗАПРЕЩАЕТСЯ без письменного разрешения автора!


 

текущие акции и скидки

география поставок

Кто сейчас на сайте

Сейчас 30 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru