Альпы 2013. Италия и Швейцария Печать

Альпы 2013. Италия и Швейцария.

Венеция

   Казалось бы, в сети опубликовано много отчетов и описаний про поездки в Альпы. И про альпинизм, и про горный туризм (теперь именуемый Hiking) и просто "про погулять по горам".
   В сентябре 2013 мы собрались в те места, и были готовы просто пройти тот маршрут, что уже прошли "наши люди".
   Однако, как потребуется - целостной картины не образуется. То один момент непонятен, то другой пропущен, то иные важные вопросы почему-то отданы на самостоятельное изучение (хотя очевидно, что это занимает массу времени).
    Попробуем это исправить.

Итак,
1. Визы.
    Тут много новой информации нет - у нас обычные годовые многократные финские визы, на 2*90 дней пребывания, выданные консульством в С.-Петербурге. Стоимость виз - 35 евро.
    Традиционно услугами визовых центов не пользуемся, анкету заполняем самостоятельно, фото для визы снимаем сотовым телефоном и печатаем в фотокиоске за 10 руб.
    Сейчас возникла тенденция периферийных стран типа Эстооонии или Словакии давать многократные визы на 2-3-5 лет, дабы привлечь туристов, но пока у нас такого опыта нет. Да и страны типа Италии и Франции вроде бы собрались идти по этому пути. В интернетах пишут всякое, попробуйте.

Венеция, канал у моста вздохов Венеция, канал Giudecca

2. Страховки.
    К сожалению, проверенная и любимая многими страховая компания Bupa ( Worldnomads.com ) теперь не страхует альпинизм и прочие горы (велотуризм и горные лыжи - страхует, в майском велопоходе по Польше мы пользовались их услугами). Поэтому в этом мероприятии мы использовали продукт HCC, hccmis.com. Это крупная американская СК, в интернетах полно положительных отзывов, есть русскоязычная поддержка. Оплачивается эвакуация типа вертолет, и лечение в соответствии с выбранным планом.
    Отдельный плюс - в полис можно вписать spouse - не только жену/мужа, а просто любого человека и страховая сумма будет использована либо на одного, либо на другого. Или на обоих, если пострадали оба, но это гораздо менее вероятно развитие событий.
    Стоимость полиса получилась $65 при страховом покрытии $200.000,00 на 2 недели, франшиза $100, на 2 чел.
    Покупать/оплачивать на сайте, платить карточкой или Paypal'ом. Документы приходят на электронную почту или доступны в личном кабинете.
Любопытный штрих - пришедшая на почту pdf-ка содержала заготовку полиса outdoor-исполнения - надо только вырезать и заламинировать карточку, а потом хранить "на груди" :)

Театр Ла Скала (Teatro La Scala) Милан, городской трамвай

3.Транспорт
    Где-то прочитал умную мысль, что сейчас бензин подорожал, а билеты на самолет подешевели, поэтому надо искать дешевые авиабилеты, а не ехать в Европу на машине. И действительно, если вас 2 человека - самолет дешевле. Если 4 и есть желание порулить и посмотреть по пути другие страны и города - то машина разумнее. У наших товарищей не получилось составить нам компанию, поэтому мы купили самолетные билеты.
    Поиск вариантов дешевого перелета привел к ценам в 40-55 евро (с человека в 1 сторону, трансфер и багаж отдельно). Если исходная точка не С.-Петербург, то, возможно, вам и удастся найти рекламируемые варианты за 20 евро, но нам такое не попалось.
    Тем не менее, и это приемлемые цифры: если в качестве альтернативы Альпам рассмотреть Кавказ - то самолет до Мин.Вод и обратно стоил 12000 руб, проезд туда/обратно в плацкартном вагоне при в течении двух суток ~ 7000 руб. Как говорится, комментарии излишни.
    В дальнейшем считаем, что вам удалось попасть в Милан (Италия), все транспортные рекомендации приводятся для Милана.

4.Общий план мероприятия
    Первоначальные планы были рассчитаны исходя из 4 человек примерно равной подготовки и квалификации, средних физических кондиций.

    Утром прибываем в Милан, на региональном скоростном поезде или автобусе доезжаем до городка Аоста (Aosta), покупаем газ + топливо для горелки, заезжаем в поселок Пон (Pont) у национального парка Gran Paradiso.

Отличная карта Швейцарии и прилегающей части Италии (масштабируется). Можно сориентироваться, где что находится.

    Оставляем в кемпинге заброску и идем акклиматизационное кольцо из 3 перевалов на 4-5 дней:
пос. Пон - пер. Gran Etret (1Б) - траверс Cresta di Cianiosseretto (550-й маршрут) - пер. в долину Noaschetta (н/к 2250) - бивак Ivrea (2770) - ледник Noaschetta - пер. di Luna (3542, 2A) описание или описание 2 а также описание 3 и описание 4 - ледн. Tribolazione - пер. Montandayne (3723, 2Б) - хижина Chabod.
    Резервный вариант - вместо связки перевалов di Luna - Montandayne - вернуться в Пон более простым перевалом) del Gran Paradiso (3345, 1Б см. фото и хижину Vittorio Emanuele.

    В случае пп в последние 2 дня - можно спуститься вниз через бивак Grappein в поселок Конь (Cogne) и вернуться в Пон к заброске на автобусе. Вариантов много, описаний в сети опубликовано более чем достаточно. Горы интересные, стоят посещения.

Потом по-возможности делаем восхождение на высшую точку района - п. (4091, 1Б) Gran Paradiso, это 2 дня на всё.

п. Гран Парадизо (4061), вид с подъёма на вершинную башню вид чуть не доходя до вершины Gran Paradiso, видна верхняя треть подъёма

Затем едем в Аосту, 2 дня на изучение римских достопримечательностей и итальянских пиццерий

    Потом действуем по обстановке и по погоде, генеральный план - Haute Route или одна из вариаций по направлению к Маттерхорну (таким образом, маршрут находится на границе Италии и Швейцарии, фактически в Швейцарии only).
    В инете есть как простые маршруты , так и более продвинутые варианты .
    Финиш в долине Вальторнанш, близ Червинии.
    Если остается время и желание - можно сходить на еще один простой четырехтысячник – Брайтхорн, см карта.

   А потом - релакс на Адриатическом море, как вариант предлагалась Венеция.

   Существенный плюс и отличие Альп от, к примеру, Кавказа или гор Азии - развитая система спасания при НС или угрозе такового. Всегда можно позвонить по обычному мобильному телефону - и быстро прилетит вертолет, или придут спасатели. Но для этого - сотовая связь должна "ловиться". На сайте парка Grand Paradiso честно написано про 40% покрытие сигналом сотовой связи, и это подтверждают отчеты.

   Так как товарищи не смогли составить нам компанию - планы пришлось изменить. То, что вполне безопасно вчетвером - вдвоём уже не так беспроблемно. Все восхождения в двойке должны быть или в зоне этих 40%, или надо ходить те маршруты, где вероятность воспользоваться "услугами" вертолета - мала.
    Поэтому планы в НП Гран Парадизо претерпели изменения: для акклиматизации решено было сходить к-л несложную вершинку или перевал поблизости (выбрана та же в. Grand Etret (3144)), потом совершить восхождение на высочайшую вершину района Gran Paradiso (4061).
    Все это - налегке, как следствие будет набрана физ.форма и получена хорошая акклиматизация.
    День в Аосте на высоте 500 м и комфортная ночевка в отеле даст необходимый отдых, и линейный маршрут в Швейцарских Альпах будет вполне осуществим. Кроме того, мы стали склоняться к варианту в Швейцарии с перевалами 1Б, так что всё должно быть ОК.

Вариант окончить мероприятие в Венеции остался в силе.

Венеция, вид с моста Риальто  Венеция, вид из дворца Дожей

5. Транспорт из Милана в Аосту
    Можно воспользоваться либо поездом либо автобусом. Цены примерно одинаковы, но автобус (Savda.it) отправляется от метро Lampugnano, что несколько неудобно. Выбираем поезд.
    Если вы задумались о поездке за несколько месяцев, то разумно купить билеты на поезд в Италии по тарифу SUPER ECONOMY, т. е купить жд билеты онлайн. Этот тариф распространяется на скоростные междугородние поезда типа FRECCIABIANCA. Покупать билеты на официальном сайте жд Италии Trenitalia.it , рекомендуется зарегистрироваться и распечатывать билеты из личного кабинета. Активация/регистрация у Трениталии происходит не моментально, а чуть ли не на следующий день. Билеты тарифа суперэкономи несдаваемые/не изменяемые, но так как они стыкуются с вашими авиабилетами - то проблем нет.
    Если вы решили поехать в Италию, и менее чем за месяц до поездки задумались о ж/д билетах - то скорее всего билетов по льготным тарифам уже не будет. Все распроданы. На тариф CARTAFRECCIA (скидка 50% от базового тарифа) можно не обращать внмание - это для жителей Италии.
Поэтому ориентируемся на региональные поезда (Regionale Veloce). Они чуть медленнее скоростных, но на таком небольшом участке как Милан-Аоста или Милан-Венеция - это не принципиально. А стоимость билетов принципиально ниже, в несколько раз.
    У региональных поездов есть два вида билетов - 1 и 2 класса. Отличия не существенны - кондиционер в вагоне есть и там и там, туалетом в поезде пользуются пассажиры обоих классов.
    Номеров мест в региональных поездах нет, билеты продаются или в кассах или в автоматах. Можно купить или за неделю, или непосредственно перед отправлением, цены одинаковы. Поэтому нет никакого смысла покупать билеты на региональный поезд заранее, через интернет. Вы ничего не выигрываете. Всегда можно купить на месте, билеты действительны 2 месяца.

Поэтому идем на вокзале к билетному автомату или в кассы и покупаем билеты на региональный поезд.
Как купить билеты - см. более подробно. Приведена пошаговая инструкция..
Как купить жд билет в автомате. Италия

   Прямого регионального поезда из Милана в Аосту в 2013 г. не было, нужна пересадка. Но тоже никаких проблем нет, смотрите на табло номер платформы и всё. При покупке билета в автомате видны станции пересадки и стыковочные поезда. Поэтому имеет смысл покупать сразу билет до нужной станции, например, из Милана в Рим, хотя бы вам и пришлось бы сделать 3 пересадки.
    Отдельный момент - так как билет действителен 2 месяца, чтобы люди не ездили по одному билету 2 месяца - билеты надо компостировать. Если забыли - найдите в поезде проводника (живого человека в форме) и "сдайтесь" ему добровольно.

Перевозка багажа (рюкзак) бесплатно.
Еще существенный момент: жд билеты от момента компостирования действительны в течении суток. Т. е. если в приведенном в Инструкции примере вы купили билеты на 7-25 из Милана, то можно выйти, например, в Падуе (Padova), погулять полдня, а потом продолжить движение в Венецию.

Итальянская электричка, оцените интерьер :) Спросили у машиниста – можно сфотографировать? Пожалуйста, нет проблем..

6. Транспорт по долине Аосты.
    Автобусы - самое разумное. По долине Аосты ходят автобусы двух команий - Savda и Svap. Цены - ооочень гуманные, ниже чем в РФ. Например, автобус в Пон (к национальному парку Гран Парадизо) едет ~1.5 часа, привозит на высоту 2 км, а стоит 2.5-3 евро. Багаж везли бесплатно. Автовокзал в Аосте находится в 100 м. от ж\д вокзала.
Расписание Аоста-Пон (Aosta – Pont)
Расписание Аоста - Бионаз (Aosta-Bionaz)

Тут же находится известный горнолыжный курорт La Thuile. Добраться в La Thuile из Аосты на автобусе просто – сперва до Курмайора (расписание Aosta – Courmayeur bus), потом уже непосредственно в Ля-Тюиль (расписание Courmayeur – La Thuile bus). Билеты, напомним, надо брать сразу в Ля Тюиль.

Несложно добраться из Аосты в Швейцарию (через тоннель Сен-Бернар) до Вербье ( горнолыжный курорт Verbier). Автобус (более дорогой, к сожалению, это ведь уже Швейцария) Аоста – Мартиньи (Aosta – Martigny bus), выйти в Sembrancher и доехать уже до Вербье.

7. Прочие оргмоменты
- газ/топливо для горелки.
    В этом путешествии использовалась мультитопливная горелка MSR Whisperlite Universal c газовым адаптером. Всем известно, что килограмм газа во многих частях мира стоит ~1000 руб, а килограмм бензина - 100 р., так что выбор очевиден.
    Сейчас мы в качестве жидкого топлива использовали жидкое топливо Coleman. Можно было и просто купить бензин, но на 2 чел топлива надо немного, и экономия несущественная. Купить газ или топливо для горелок в Аосте (Италия) можно тут
Бензоколонка находится в 200 м на этой же площади, так что выбор есть.
    Купили и газовый баллон Coleman (резьбовой, типа Primus, MSR). Несколько раз готовили в отеле на горелке - в Аосте было лень идти утром искать кафе, а в Аролле просто ВСЕ было закрыто. Готовить на жидком топливе в помещении нельзя из соображений пожаробезопасности, а на газу можно (при соблюдении мер предосторожности). Так что газовый адаптер был очень полезен.
    Вообще - купить газ в Италии и Франции можно в крупных гипермаркетах типа Obi , Castorama, магазинах типа Decathlon , некоторых спортивных магазинах. Но лучше узнать заранее - написать или позвонить в конкретный интересующий вас магазин и спросить. Бывает, что газ есть, но только в баллонах типа Campingaz (цанговый балон), и если у вас нет переходника/адаптера - вы готовите только на бензине.
    Встречаются в интернетах советы купить газ в хозяйственных магазинах типа Ferramenta. Зашли в пару. Газа не обнаружили. Так как мы уже ни в чем не нуждались - просто сделали для себя выводы.
    Газ можно было купить также в кемпингах в Аролле (230/470 гр 11.50/16.50 CHF), в Поне (470 гр - 11.60 euro). И резьбовые баллоны и баллоны типа кемпингаз.

- мобильный Интернет
Обратились к TIM . Тариф 12 евро 4 Gb. Может, есть и дешевле. Голосовая связь или через программы типа Skype, а мы просто звонили по обычному телефону с сим-картой Теле2 (9.45 руб\минута).

Неделя моды в Милане Электромобиль на зарядке.

- продукты на маршрут большинство походных рационов привезли с собой. Все равно в самолете платили за багаж, поэтому имелся смысл. Да и найти продукты, например, в Поне - малореально. А в Аосте при заезде на маршрут мы были ~ 1 час, ну как успеть.
    А вообще, разумеется, в Италии всё есть. Есть и готовые порционные рационы (дорого), и обычные продукты в магазинах (Типа каша быстрого приготовления, сыр, колбаса). Цены аналогичны российским. Кофе в кафе, пицца, вино и прочие развлечения - дешевле.

- снаряжение последние "дцать" лет использовали стандартные веревки - сперва это была обыкновенная советская 10-мм статика, потом 10.8-11 мм. динамика. При длине 55 м. она весит под 3,5-4 кг в сухом виде, и все эти годы мы легко соглашались это носить по горам. Но для горного туризма через несложные перевалы (hiking) или лыжных походов (skitour) 11 мм динамика избыточна. Для этого производители выпускают веревки класса Rando. В этом походе использовалась такая. 20 м. динамики 8 мм весят меньше 1 кг, и она обработана от намокания.
    Так как ничего особо сложного не планировалось, то обычные альпинистские кошки - платформа также были избыточны. Килограмм железа остался дома, а наш любимый спонсор предоставил легкие кошки из алюминиевого сплава - Grivel Air Tech Light . Главный плюс - вес менее 500 гр. Конечно, для серьёзных маршрутов с ледовыми стенами они не очень подходят, но для наших целей оказались отличным выбором.

Пройденный маршрут: пос. Pont - пер. Gran Etret (1Б, рад) - в. Gran Paradiso (4061, 1Б), переезд в Бионаз - пер. de crete Seche (2896, 1A) - хижина Chanrion - col de Tsofeiret (2628, н\к) - col de Lire Rose (3115, н\к) - col du Mont Rouge (3326) - ледн. du Gietro - col de Cheilon (3237, связка 1Б) - ледн. de Cheilon - хижина Dix - col de Riedmatten (2919, н\к) - пос. Аролла - gl. d'Arolla (рад. до ~2500)


Подробное описание маршрута, разные фотографии, полезные ссылки, карты


Техническое описание маршрута, полезные ссылки, карты

Выводы:
1. Альпы - отличное место. Но лучше, когда нет минусовых температур и когда не идёт снег. Т. е. - если хижины закрываются в первой декаде сентября - то и поход лучше заканчивать в эти сроки. Летом всё проще. Зима в Альпах - это красиво, но зимой всё иначе.
2. Всё организовано, тропы размечены, биваки и хижины ждут вас :)

Швейцария, долина Ароллы, вторая декада сентября

Потом была реализована культурная программа.

Девчата из Марокко в ожидании сегодняшнего Берлускони Венеция, нетуристский квартал

   Хотелось немного пожить в Венеции. Разумеется, нужно жить в самой Венеции, а не на выселках типа Местре и каждый день ездить на автобусе. Это важный момент, частенько на сайтах к Венеции относят и поселки в 30 километрах от площади Сан Марко. :)

   Стандартные сайты по бронированию отелей выдавали какие-то фантастические цифры. Так как пожить собирались неделю - это совершенно не годилось. Мы, разумеется, в курсе, что при бронировании "сегодня на сегодня" венецианские отели дают скидки, 10% часто даёт букинг, но это касается лишь одного дня. Поэтому пришлось поизучать доски частных объявлений, и сайты длительной аренды. Имеет смысл смотреть сайты "для своих", т. е. на итальянском языке, только там можно увидеть "правильные" цены типа 250е в месяц + коммуналка.
Но увы, интересные цены есть в объявлениях, которые имеют лишь номера телефонов арендодателей. Разговорным итальянским мы не владеем, обзванивать варианты, увы, не можем. После перекапывания инета нашли-таки промежуточный вариант на сайте Homelidays.com. Договорились об однокомнатной квартире, платили PayPal'ом. Так как хозяйка квартирки жила в Риме - её так и не увидели. Общались по телефону и по электронной почте. Ключ нашли "под ковриком", уезжая - положили туда же. :))

едем на вапоретто местный аналог фуры

   Про Венецию написано много. Стоит побродить по старинным улочкам и площадям, проехать по каналам на вапоретто (или гондоле, но это в разы дороже), попробовать местную кухню (морепродукты), покупаться в Адриатическом море (Лидо). Мы были всего в нескольких музеях, времени на всё не хватает.   Мы купили путеводитель по Венеции уже там - его не надо таскать по горам и это дешевле чем в С.-Петербурге, конечно. В книжке были разобраны несколько пешеходных маршрутов, не спеша ходили по ним и глазели по сторонам.

    Если времени мало – стоит посетить хотя бы дворец Дожей ( Palazzo Ducale ) он наиболее «всеобъемлющий». Помимо прочего, отметим четыре интересных момента:
- Дворец вместе с тюрьмой и собором образуют единый комплекс, что наглядно показывает как комфортно можно жить, если контролируешь религию и внутренние войска. Эта система успешна не первое тысячелетие :)
- несколько столетий Венеция была чуть ли единственной республикой среди монархических стран Европы. Хотя и были желающие воцариться, разумеется. Важная часть успеха республики перед монархиями - технологическое лидерство (к XV в. Венеция была, вероятно, первым промышленным центром Европы). Любопытно, что первый в мире закон об охране авторских прав был принят 19 марта 1474 года в Венецианской республике :) Несколько залов дворца просто увешены сперва мечами, потом аркебузами, потом обычным огнестрельным оружием.
- пара залов посвещены венецианским крепостям в Адриатике и Средиземном море вообще. Зачем они? «Обеспечение безопасности мировой торговли». Оказывается, этой идее (военные базы по всему миру для безопасности торговли) уже много столетий... Кстати, венецианская галера носит у историков неофициальное название "авианосец средневековья" за свою эффективность.
- живопись. Хотя мы больше привыкли к голландцам, но…

Венеция, просто вечер. Сентябрь – уже не жарко, но очень комфортно гулять и наслажадаться городом Венеция. Этот вид видели заключенные перед судом, и вздыхали…

    Удивило, что ночью город почти не подсвечивается, что так много туристов из Китая, что город, действительно немного похож на Санкт-Петербург :)
В общем, всё очень хорошо. Те туристы, которые приезжают в Венецию на полдня - совершают ошибку :)

    А потом электричка, самолет и всё, наше путешествие окончено. Еще недавно мы в Италии, +22, цветы и пальмы у здания аэропорта - 3.5 часа полета и вот открывается дверь самолета. На улице +5, я в шортах а девочки в маечках, мимо нас пролетают снежинки.
Мы дома.

Подборка литературы - горные походы в Альпах (общий список):
Полезно (коммерческий маршрут, по путевке)
Поход 2 к. с. От Монблана к Маттерхорну
Поход 3 к. с. От Маттерхорна к Монблану
Отчет о горном походе в Альпах
От Монблана к Маттерхорну
Коммерческий маршрут №2
Отчет 3 к. с. От Маттерхорна к Монблану
Отчет 3 к. с. От Монблана к Маттерхорну
От Монблана к Маттерхорну 2
От Монблана к Маттерхорну 3
От Маттерхорна к Монблану
От Маттерхорна к Монблану 2
Отчет 3 к. с. От Маттерхорна к Монблану
Еще одна маленькая, но полезная заметка о восхождениях с гидами
Отчет 2 кс. Жаль что отчет был написан к 2014-му году и мы не могли прочитать его до поездки



***



© «Kovrik-super». Воровство запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.

 Специально для Волкова Антона (Автотуристу.ру), Димитрия Славина (Маршруты.Ру) и редакторов Rosyjski Kurier Warszawski (rosjanie.пл): Использование материалов с сайта ЗАПРЕЩАЕТСЯ без письменного разрешения автора!