Лофотенские острова, Норвегия. Велосипеды, треккинг. Отчет о поездке. Печать

    Норвегия. Лофотенские острова.

   Этой поездкой на машине в Европу мы хотели исправить прошлогодние ошибки и недочеты.
   Вместо байдарки были взяты два велосипеда (на крышу машины), сроки вместо конца августа – июль, паром через Балтийское море был заменен маршрутом в объезд Ботнического залива, взят запас накидок от дождя, куплена ветроустойчивая палатка.
Конечно, оптимальной была бы палатка типа Big Agnes Copper Spur ul2, полным весом 1,73 кг, но тогда о такой марке в РФ даже не слышали и о таком весе даже не мечтали.

    План был такой:
– на машине едем из Питера через Финляндию до Швеции (1 день), потом до Норвегии и Лофотенских островов (Нарвик) (второй день).
  Далее исходя из погоды – если нет дождя – катаемся на велосипедах или треккинг по окрестным горкам, палатки не таскаем, всё в машине.
  Если дождь – изучаем достопримечательности Лофотен (Lofoten) на машине – есть куча экзотических мест, увидеть которые надо просто обязательно.
  И постепенно движемся в сторону поселка О (Å), откуда в итоге паромом уезжаем на материк (3,5 часа по Атлантике).

   Далее едем к Svartisen National park по 17-й дороге (tourist road – есть что посмотреть по пути!), где дня 3-5 тратим на горы и ледники. Потом через город Мо-и-Рана и Швецию возвращаемся домой. Реально мы доехали аж до Тронхейма (это еще дальше)

   Все мероприятие обошлось на двоих в 1000 euro. Из них бензин 500 euro.

Организация мероприятия.

  - Получить норвежскую однократную визу несложно (у меня ушло 10 мин на ксерокс документов, 20 мин на рассылку писем в кемпинги с просьбой забронировать место для tent+car и распечатку 5 ответов, что это не нужно, и 40 мин на стояние в очереди в консульство Норвегии (всё это время я заполнял анкеты). Сейчас я бы не утруждал себя именно норвежской визой, т. к. жителю СПб всегда можно получить финский годовой «мульт», но если вы живете не в СЗФО – норвеги кажутся самым беспроблемным посольством. К тому же, они принимают документы по почте, и нет необходимости перед поездкой в Норвегию ехать за визой в Москву.
   - Страховки куплены в той же дешевой страховой компании, я по-прежнему думаю, что получить с них деньги за мед помощь будет невозможно.
   - Машину (а в 2005 году мы ездили на нашей краснознаменной ВАЗ-21099 1995 года выпуска) нам поменять не удалось – в конце апреля 2006 г. в питерских магазинах уже нельзя было купить универсал за разумные деньги в сроки до июля. Так что наша а/м была подремонтирована, и успешно проехала 5,4 тыс. км. Я два раза открывал капот, чтобы посмотреть всё ли на месте, и, не обнаружив ничего подозрительного, закрывал.

   - велосипеды мы купили гибриды с узкими колесами 28” – передвигаться мы собирались по дорожкам.
Прошлогодний опыт говорил, что в Норвегии асфальт просто везде, т. н. «горные» велосипеды не нужны. Ехать специально параллельно велодорожке по кустам – странно, да и тропинок по полям практически нет. Я прочитал массу статей про выбор велосипеда (особенно отмечу вот эту статью ), и в итоге купили один Author Zenith, другой Author Synergy. Первый – так себе, второй (жена ездит) однозначно лучше, рекомендуется к покупке.
- наученные прошлогодним опытом, взяли четырехсезонную палатку с внешним каркасом, снегозащитной «юбкой» и прочими антихалявными мелочами.  Планировалось походить по горам, поэтому к ветроустойчивости были предъявлены повышенные требования.
   - все продукты и газ были взяты из РФ. Цены в Норвегии и сейчас выше российских. Машину на границе не смотрели.
   - карту Финляндии купили в РФ, карта Норвегии 10 км входит в состав книжки «Осло» и осталась с прошлого года, карту Швеции 10 км взяли бесплатно в первом же Tourist-info. В дальнейшем все карты брали в инфоцентрах. Электронная карта в навигаторе не заменяет бумажную, а лишь дополняет её, поэтому купили 750-метровку Свартисена
   - ничего (паромы, пр.) не бронировали. Везде платили наличными. Nok (валюта Норвегии), sek и euro покупали в РФ. «Автоматические» заправки кроме карточек принимают также и наличные деньги (так же как и Neste в СПб) – там цена бензина чуть ниже.


Что стоит посмотреть:

   Лофотенские острова

   Тут есть горы, фиорды, рыбачьи деревни, музеи и пр. и т. п.. Я уж не говорю про рыбалку, птичьи базары и китов . В одном из рыбных магазинов купили охлажденное мясо кита, в обед остановились в живописном месте и зажарили его на горелке. Вкус оригинальный. :)
   В магазине дали буклет с рецептами, но мы не стали разводить церемоний и сделали его «по викингски, по-походному», т. е. с салатом и красным вином.
   Океан зимой не замерзает, температура не опускается ниже -2, в Нарвике и куче других мелких курортов популярны горные лыжи.
   Летом полярный день, около +20оС, пейзаж очень похож на Крымский.
См. visitnorway.com и см. gonorway.no см. lofoten-info.no
Climbing - svane.net
Велосипед - freespace.virgin.net

   В случае с велосипедами – показалось разумно заехать куда-либо на а/м, снять велосипед с крыши (с верхнего багажника машины) и покататься по окрестностям. Разумеется, ездить по магистральному шоссе плохо (меня пугают проносящиеся мимо фуры), но т. к. Лофотены представляют собой архипелаг островов и магистральное шоссе идет с одной части острова, то по другой части острова машины почти не ездят.
   Асфальт, виды на океан, горы-острова, домики и пр. Однако это вам не равнинная Дания – норвежские горки требуют хорошей физподготовки.

   Советуем побывать в поселке Stø (см карту ),
заехать в Nusfjord (Moskenes-øya, не доезжая Ramberg’а на юг), посетить городок Henningsvær (чуть западнее Сволвара)
и стандартных точках на шоссе E10.
   Рядом с музеем Lofotr можно покататься на ладье викингов. Но было долго ждать, не стали, и, наверное, напрасно.

    Svartisen National park

Один из национальных парков Норвегии.
См. wikipedia.org
см. dirnat.no
см. svartisen.no

   Основное – два здоровенных ледника-плато, высшая точка 1594 м.
   Добираться по 17-й дороге (туристическая дорога Rv17, сайт дороги rv17.no ) до поселка Holand, откуда катер за 70 nok перевозит на другой берег фьорда Норвегии, фактически к подножию ледопада.
   Далее тропа в обход ледопада к хижине Tåkeheimen (приличный набор высоты).
   Карту можно найти тут dirnat.no или сразу скачать по этой ссылке национальный парк, карта, скачать pdf-формат 3,9 Мб. В принципе, этой карты достаточно (если обзорные карты и схемы вы возьмете бесплатно в инфоцентрах).
   Про подъезды со стороны Е6 см рассказ о поездке, где немного, но есть полезная информация

    Ночевки

   Как известно, в Норвегии можно жить в палатках, поставленных не ближе 150 м. от жилья и если нет прямого запрета на это в виде таблички «No camping».
(конечно, также можно жить в кемпингах , снимать hytte/room, rorbu и пр, но это стоит некоторой суммы денег). Жить же в палатках можно бесплатно.  Горячая вода и туалет на площадках для отдыха. Душ в любом кемпинге по пути ближе к вечеру за 10-15 nok

  Мы нашли несколько хороших «диких» стоянок за эту поездку, стоит, наверное, их упомянуть:
- на Лофотенах на острове Langøya (между Sortland и Stokmarknes ) перед мостом через пролив едем вправо (на З.) по местной дорожке и после Sandnes перед началом поселка Vik (после озера справа по ходу) видим грунтовую дорожку влево по ходу. Дорожка, видимо, идет в итоге к вышке сотовой связи (километрах в 3 дальше), по ней ездят очень редко. Через 50-100 м. площадка для а/м, ручей (болотистый, правда). Зато лес, тихо. 68°36'0.35"С 14°52'58.57"В
- на Rv17 между Glomfjord и Holand между двумя тоннелями есть озеро Fykanvatnet (оно есть на упомянутой карте).
По Ю. части озерца проложена грунтовка (видимо, строители тоннеля проложили для своих нужд, она заканчивается через 500 м. тупиком.). Лес в виде полярной ивы-ольхи. Местные устраивают тут пикники. 66°47'22.22"С 13°59'57.95"В
- перед Тронхеймом (едем с С по Е6) за 53 км (если вы увидели щит, значит вам вернуться метров 200) поворачиваем налево под ж/д насыпь и едем прямо (перекресток – тоже прямо) по грунтовке километров 5 . Ищем место, где речка соединяет два озера, мост. Тут опять же местные норвежские люди устраивают пикник, есть туалет, кострище.
Еловый лес. С этой точки до центра Тронхейма не более часа. (после Stordal начинается автобан).
См. также



Общие выводы.

   Скандинавия – место, где можно безопасно путешествовать вдвоем. Машину можно не закрывать, вещи из палатки не пропадают, люди настроены доброжелательно, грабежей туристов не случалось уже лет двести.
Для контраста - через пару месяцев после этой поездки, на известных питерских соревнованиях по ночному ориентированию у нас украли почти всё туристическое барахло, стоило на 10 минут отойти от палатки. Хотели и саму палатку «дернуть», да мы вернулись от судейского городка, и спугнули. А в «заграницах» палатка стояла целыми днями, пока мы налегке бегали по окрестным горкам, и ничего...

Стоимость летнего отпуска в Норвегии не выше, чем в РФ, а если в машине едет 4 чел – то и дешевле.

  Национальные парки бесплатны, что такое егерь или лесник – здесь не знают. Везде можно фотографировать, в любых музеях и соборах, и бесплатно. Рыбалка в Норвегии в море бесплатна, и поймать более-менее крупную рыбу вполне реально. Вообще нигде нет куч мусора, что радует глаз.
   Не проходите мимо местной клубники. Может, она чуть дороже чем турецкая в РФ, но почему-то более вкусная. А в шведской Кируне – были под конец дня и взяли килограмма два вообще по смешным ценам.

Правильно, что заехали в Тронхейм . Древняя резиденция норвежских королей и т. п.

   Существенный минус Северной Норвегии – неустойчивая погода (Гольфстрим и Атлантика оказывают влияние), тут вам должен помочь гибкий график мероприятия. Посещение городов/музеев хорошо даже в дождь, города Норвегии интересны даже в плохую погоду. Кроме того, на машине можно убежать от циклона.
   И ориентируйтесь на карты погоды в турист-инфо (они, как правило, там вывешены). Ну или на карты погоды в интернете (правда, мобильного интернета по вменяемым ценам нам тогда найти так и не удалось).

   Полезные сайты по Норвегии на русском языке:
Один из отчетов Сергея Тихомирова
Общая информация
Заметка о Лофотенах

drMoro
на каком языке там люди разговаривают? А то я никакого не знаю..

Английский понимает практически любой, с этим в Норвегии проблем нет. Между собой люди разговаривают, в основном, на норвежском, а он имеет много общего с немецким.
В принципе, можно и без этого обойтись, вы же не собираетесь вести беседы на философские темы. Стоимость товаров в магазине понятна из ценника, стоимость бензина указана на заправочной колонке. В кемпинге частенько цена дана в виде картинки – машинка+палатка + 2 человечка = столько то, изображение кемпера и человечки – столько-то. Понять не сложно.
Товарищ наш путешествовал месяц по Вьетнаму. Спрашиваю, на каком языке там разговаривал, английский там разумеют? Отвечает – на русском, разумеется, люди там говорят исключительно по-вьетнамски, и мне говорить по-русски – проще.
Так что это не проблема абсолютно.

Vic_95
посещать Лофонтены лучше в июле, когда там киты пасутся
ехать лучше на кемпере, чтобы всегда дома. а так да, всё очень интересно
кемперных стоянок море, почти все в удивительно красивых местах, на берегу океана
и местную рыбалку обязательно посетить надо, мы целый холодильник рыбой забили
Норвегия - удивительная страна!
два раза там путешествовал и ещё собираюсь туда попасть!

Кемпер - это, конечно, хорошо, думали об этом. НО есть и минусы: - стоимость аренды кемпера в день примерно равна стоимости ночевки в недорогом отеле (Hytte, rorby, room). Вы тут ничего не выигрываете.
- вождение габаритного микроавтобуса (массой в районе 3 т.) требует некоторых навыков. И быстро не поедешь.
- расход топлива больше ~ в 2 раза (а дизтопливо дороже обычного 95-го бензина)
- надо будет вернуть его «на базу» - т. е. надо делать или кольцевой маршрут, или доплатить, чтобы прокатная контора его перегоняла.
Это имеет смысл, если вы живёте, к примеру, в Испании или Новосибирске (т. е. достаточно далеко от Норвегии), прилетаете, на самолёте в Sortland, катаетесь дней 10 по Лофотенам и улетаете оттуда же обратно. Тогда – да.
А для жителей Мск-СПб и близлежащих регионов – в аренде кемпера (на мой взгляд) особого смысла нет.


Vic_95
Есть смысл поехать прямо из Москвы-Питера на кемпере!

Тогда, конечно, другое дело

ВлВАС
Профессионально!...все здорово сделано - и текст и фото...

Спасибо. Надеюсь, отчет поможет увидеть эти места своими глазами :)


Прочитайте эту статью о снаряжении для велотуризма. Она будет полезна.



***



© «Kovrik-super». Воровство запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.

 Специально для Волкова Антона (Автотуристу.ру), Димитрия Славина (Маршруты.Ру) и редакторов Rosyjski Kurier Warszawski (rosjanie.пл): Использование материалов с сайта ЗАПРЕЩАЕТСЯ без письменного разрешения автора!