ВелоПольша май 2013. Отчет о походе. |
ВелоПольша 2013 Куда поехать на майские праздники - вопрос важный. Хорошо сейчас устроен производственный календарь: для горнолыжников есть новогодние каникулы, для садоводов-дачников – майские. Горы на майские - не годится, слишком много снега (в северном полушарии). Хорошая идея - горы Турции, туда на майские ездит всё больше туристов, но когда мы спохватились - уже не было дешевых авиабилетов . Жаль, потому что цены хорошие. А так - масса вариантов от Ликийской тропы до полноценных походов по Аладаглару. Можно было бы сходить в лыжный поход, например, по Камчатке (народ покупал акционные авиабилеты Москва - Петропавловск-Камчатский - Москва за 8600 руб), часть народа часть «добирала» горных лыж в заполярной Финляндии, но уже хотелось от лыж отдохнуть. На байдарках - еще холодно. В Финляндии (месте наших водных походов в последние годы) на озерах еще лед, можно кататься на лыжах, а по некоторой части речек Европейской части РФ мы уже путешествовали. Так что при всем богатстве выбора - иной альтернативы нет, едем в велопоход!
Выбран был маршрут EuroVelo 10 , он проходит вдоль Балтийского моря.
Плюсы
1. Билеты.
2. Страховки.
3. Визы.
4. Подготовка непосредственно велочасти. - перевозка велосипедов в поездах дальнего следования РЖД допускается только в разобранном состоянии . К сожалению, важные детали этого остались для нас непонятными. С одной стороны, вроде бы достаточно снять переднее колесо, другие нормативы требуют, чтобы упаковка с велосипедом была по сумме измерений менее 180 см. - часть продуктовой раскладки взяли с собой. Можно было бы и меньше - цены на продукты в Польше ощутимо ниже, чем в РФ. - велосипеды наши - обычные гибриды с колесами 28" верхней ценовой категории, куплены много лет назад. Ничего дополнительно не делали. Докупили лишь звонки и передние фары. Кстати, звонки реально полезны, и не только в Польше.
- использовался обычный походный навигатор Garmin 62 серии. Докупили отличное крепление на руль (RAM). Карты Польши для Гармина можно было найти или тут или скачать тут .
- взяли обычное походное снаряжение, хоть нам и не советовали. И зря не послушали советов: цены на домики в кемпингах, комнаты и гостиницы таковы, что палатку не ставили НИ РАЗУ. Коврики - протаскали зря. И я еще не поверил прогнозу - катал зимний вариант термареста Prolite Plus (а это 620 грамм), ни разу не вынимал. Спальники вынимали пару раз, когда в номере отеля было прохладно (в начале похода), их тоже брать было в принципе необязательно.
Итак, описание маршрута:
Приезжаем на поезде дальнего следования в Калининград. До границы с Польшей ~40 км. Наиболее близкий к Калининграду погранпереход - Gronowo - Мамоново. Можно доехать на электричке до Мамоново, можно доехать на автобусе.
Так как поезд прибывает вечером, то ни электричек ни автобусов уже нет. Можно снять квартиру на Авито, можно переночевать в вокзальной гостинице. Если выбрать первое - то надо собрать велосипеды (а завтра перед погрузкой в электичку снова разобрать, могут не влезть), что лень. Да и на езду по городу в поисках квартиры тоже нужно время. Поэтому не мудрствуя идем 100 м до гостиницы при вокзале. Как выяснилось впоследствии, это была самая дорогая ночевка.
Утром на электричку до Мамоново, там на вокзале собираем велосипеды. Далее катим по второстепенному шоссе до ближайшего польского городка Braniewo . Достопримечательность - кирха Святой Екатерины (1346 г.) и магазины Lidl и Biedronka. В принципе, отсюда ходят электрички и можно доехать до Гданьска (или до границы с Германией).
Перед поездкой мы изрядно почитали про эти места, и сложилось мнение, что наиболее интересный вариант это:
- на велосипеде до Фромборка (Frombork ). Изучение архитектурного ансамбля Кафедрального холма XIV-XV века (костел, дворец епископа, и пр) где работал Коперник. Ночевка в кемпинге или по-дикому (место пока не нашли) или еще как.
Немного не доезжая до Фромборка (54.359782o,19.72445o) слева по ходу видим место, где можно бы и переночевать, но неясно где взять питьевую воду, если у вас её нет. Обедаем тут, и едем дальше, до кемпинга 1,7 км. В кемпинге оставляем велосипеды и идем смотреть замок.
Любопытный штрих про польского астронома Коперника : мать у него была немка, отец - неизвестен, жил и работал он на территории Тевтонского ордена и окрестных образований. Все существующие тексты, написанные Коперником - на немецком языке. Казалось бы, и при чем тут Польша? :)
Идем к пристани и увы, сегодня корабликов в Крыницу морску не будет. Расписание Krynica Morska – Frombork.
Ну и ладно, возвращаемся в Frombork camping . Сняли домик с удобствами и душем, всего 640 рублей. Едем по 504-му шоссе до Эльблонга (Elblag). По пути встречается место отдыха ( Lipowe Wzgórze 54.268908o 19.59677o. Правда, опять же без крана с питьевой водой), Вообще такие места для отдыха (а иногда и ночлега) можно найти на сайте czaswlas.pl. Поставьте галочки на Miejsce na ognisko и Miejsce biwakowania и поищите описания, фото и gps координаты на карте.
Велодорожек пока нет, ближе к Эльблонгу на шоссе появляется больше машин.
Имеет смысл в небольшой велоэкскурсии по достопримечательностям Эльблонга - тут и готический костел св. Николая XIV в., Марияцкий костел XIII в.
Решаем двигаться не сразу в Гданьск, а сперва заехать в Мальборк (Malbork). И подъехать до Мальборка на местной электричке (Regio). Билеты в кассе, оплата карточкой, час езды.
Мальборком городок стал называться относительно недавно. 800 лет (с 1276 по 1945 г.) он носил название Мариенбург , и тут находилась резиденция магистра Тевтонского ордена (1276-1457). Отсюда рыцари управляли огромной территорией (существенная часть нынешней Польши, Литвы, и Калининградская область, конечно). Построенный замок в Мальборке - крупнейший замок крестоносцев.
Вообще, в низовье Вислы сохранилось много рыцарских замков разной степени сохранности. Например, в Gniew (Mewe) или Tczew (Dirschau). В Мальборке можно переночевать в кемпинге на берегу , недалеко от замка, ниже по течению. Но ни одной палатки тут не стоит, народ тусуется в домиках. Может быть потому что шумно, а может быть потому, что за эти или чуть большие деньги можно найти комнату в отеле или в частном секторе. Переезжаем реку Nogat по пешеходному мосту и в 200 метрах от набережной видим улицу Zamkowa с частными домами. На первом же висит реклама покоев (комнат, по-польски). Заходим, за 80 pln селимся в номер со всеми удобствами. Следующий день посвящаем экскурсии по замку и городку. Замок большой и сильно пострадал во Второй Мировой, но сейчас почти всё восстановлено. Для понимания масштаба восстановления можно посмотреть на кирпичную кладку - "исторические" кирпичи более темные. Сейчас восстанавливают (вернее, строят заново) внешнюю стену. Когда будет восстановлено совсем всё - замок будет вообще шикарен.
Запомнилась вырезанная в каменном полу чаша для омовения ног перед входом в приёмный зал, резные каменные детали интерьера XIII века, и неожиданно маленькая келья великого магистра. И неудивительно, например один из символов Тевтонского Ордена – Пеликан . По легенде – эта птица, в голодные времена вспарывает себе брюхо клювом, чтобы накормить своих птенцов. Тевтонский орден – один из
духовно-рыцарских орденов средневековья, несших Например, напомним, что Исландия приняла христианство только после угрозы военного вторжения. Хорошо это или плохо – сложно сказать, однако качество жизни в Исландии является мечтой для существенной части жителей Земли :)
От Мальборка до Гданьска ~60 км. В Гданьске решили не искать частного жилья, а посмотрели отели на Букинге и местных сайтах #1 и сайте #2. Занесли в навигатор те, что в пешеходной доступности от центра и объехали их, благо на велосипеде это несложно. Пока в Трипэдвайзере комменты почитаешь… - быстрее всё увидеть самому.
По Гданьску лучше ходить пешком, историческая часть в принципе небольшая. Первое упоминание о Danzig'e в 997 году, родина Фаренгейта, Гевелия, Шопенгауэра. Стоит сходить в двор Артуса, дом-музей Упхагена (посмотреть как жили немцы в конце 18 в.). Музей янтаря во многом повторяет выставку янтаря в Мальборкском замке, на этом можно сэкономить. Город также сильно был сильно разрушен весной 1945-го, но сейчас практически всё восстановлено. В этом кардинальное отличие от, например Калининграда: что Danzig что Konigsberg имели прекрасную историческую застройку, но Кенигсбергский замок в 1970-х взорвали, а в Польше немецкое наследие восстановили. Как следствие, в Гданьск (город 350 лет носил название Danzig) едут туристы, приносящие местным людям деньги и работу, а вот смотреть на панельные дома Калининграда желающих находится значительно меньше. Любопытно: неподалеку от собора Пресвятой девы Марии (построен в 1502 г, крупнейший кирпичный сбор в Европе) видели недострой - яма с водой и остатками кирпичной кладки, огороженная забором. Но сверху висит щит с фото и пояснениями, как это выглядело в 1516 году, схема планировки XIX века и план реконструкции объекта со сроками. Не удивлюсь, если через несколько лет вместо воронки от 500-килограмовой авиабомбы тут будет аутентичный дом.
Любопытно посетить набережную со средневековым подъемным краном (Dlugie Pobrzeze), Большую мельницу, а также музеи.
В 2012 в Гданьске проходили матчи ЧМ по футболу. Кроме стадионов была построена и сопутствующая инфраструктура, например велодорожки. Меньше, если сравнить с Копенгагеном, но для комфортного передвижения вполне достаточно. Покидаем отель и движемся в сторону Гдыни. В районе Сопота велодорожка идет по берегу моря, ехать комфортно и приятно. Берег представляет собой один сплошной пейзажный парк с кафе и аттракционами. Можно зайти в аквапарк. Хорошая карта велодорожек Гданьска и окрестностей .
В Гдыне заезжаем на пристань и узнаём расписание паромчиков в/из поселка Hel . Вариантов два - либо в Хель на пароме а вернуться не велосипеде, либо поехать в обратную сторону. Так как сегодня паромов нет - едем в Хель на велосипеде.
В Гдыне, вернее, за Гдыней в сторону Obluze находится порт и знаменитая судоверфь, откуда начиналась польская "Солидарность". Огромная промзона и сейчас не блещет красотой, можно представить как она выглядела в конце 70-х. Обычная советская действительность. Но Польша отличалась от СССР большой ролью католической церкви и возможностью существования независимого профсоюза.
Результат был предсказуем - экономические требования (например, ввести карточки на продукты, пустые полки магазинов всех забодали, установить минимальную зарплату в 2000 zl) переросли в политические - те, кто завели нас сюда - должны уйти на пенсию, а не царствовать пожизненно.
Проезжаем памятник расстрелянным в декабре 1970 рабочим и переехав р. Potok Chilonski приезжаем в городок Obluze.
Отсюда хотим попасть в поселок Rewa, местный центр виндсерфинга. Веломаршрут идет вдоль моря, но у нас возникло искушение побыстрее добраться до места, проехав по асфальту. Тем более, что на карте часть пути изображено как велодорожка. Но увы через пару км выяснилось, что дорожка еще не доделана и представляет собой отсыпку из неслежавщегося щебня. Но возвращаться лень. Но вообще тут мы неправы - шоссе дальше узкое, машин много, комфорта от езды никакого. Плюс жара, лишь к вечеру стало попрохладнее. Это место популярно также потому, что море тут представляет собой относительно мелкий залив и быстро прогревается. В сезон тут проводится "Марш селедки" - реальные пацаны идут по воде аки посуху из Хельской косы, пересекая таким образом залив. Глубина на маршруте небольшая, лишь в одном месте надо переплыть судоходный канал. Зато посередине пути прямо в море стоят столики, где можно отведать блюда из сельди. В общем, романтика... Дальше – см. один из множества треков Rewa-Hel. Едем через природный резерват. Дороги без асфальта, и размеченный веломаршрут идет по покрытию из ажурных железобетонных блоков. Блоки положены, видимо, еще немцами, и позволяют в случае необходимости иметь легкий доступ к проложенным под дорогой коммуникациям. Но вот ехать на велосипеде с узкими шинами по такой дороге из колдобин не очень. Наконец этот участок закончился. Городок Puck старинный, основан в VII веке, раньше носил имя Putzig, но туристов мало. На центральной площади видим любопытную картину - едет катафалк и за ним идет процессия. Все сопровождает характерная музыка и колокольный перезвон из находящейся на этой же площади кирхи. Находим кафе для местных людей, и не зря: пирожное (вкусное) за 20 рублей, отличный кофе эспрессо просто неприлично дешево.
Дальше идет правильная велодорожка, с асфальтовым покрытием и указателями. Едем по ней до Wladyslawowo. Сегодня 9 мая, надо зайти в Лидл за покупками дабы как следует отметить праздник.
Через часик дождь подутих и едем еще километров 15 по Хельской косе. Коса - узкая, песчаная. По ней проходит шоссе, железная дорога, есть асфальтированная велодорожка, и почти сплошная череда кемпингов, поселков и баз. У нас есть палатка, во время подготовки похода я разглядывал карты и снимки в расчете найти дикое место но с пресной водой, но как-то не очень в этом преуспел. Вообще надо было просто купить 6 литровую бутылку с питьевой водой в Лидле, но не сообразили. А так - места есть между ж/д и берегом Балтийского моря (не залива). С велодорожки, разумеется, мест не видно. Дождь моросит, ездить искать ночлег под кустом неохота. Заезжаем в кемпинг Pod Cyprysami (№188), находящийся напротив первой части прибрежных немецких укреплений. За магические 100 pln снимаем домик (увы, без удобств, до хозблока с душем и кухней надо ходить под дождем). Ну и ладно. В летний сезон кемпинг - отличное место: песчаный пляж, теплая вода залива, прокат серфов и халявные, в общем-то цены. Собирались искупаться, но так как пока готовили ужин - дождь закончился, идем смотреть дзоты. Любопытно, они не замусорены как у нас, а покрашены и находятся в пристойном состоянии. Всё это Nadmorski park krajobrazowy, может поэтому. Выходим на Балтийский берег: широченный пляж пустынен, на Балтике шторм, ветер шумит в соснах.
Наутро пасмурно, едем по велодорожке дальше в сторону поселка Hel. Неподалеку от забора кемпинга в прибрежных кустах видим палатку одинокого велосипедиста. Это хитрый ход: можно ходить по пляжу в кемпинг за водой, на кухню, в душ и тп, и всё нахаляву... :) По пути стоит заехать в военный музей Muzeum Obrony Wybrzeza , организованный на базе батареи дальнобойной артиллерии. Таких батарей на Балтике было 4: в Дании (Ханстхольм), Норвегии (Кристиансанн), в поселке Хель (Германия, нынешняя Польша) и на острове Борнхольм. Орудия калибра 406 мм с дальностью ~60 км простреливали все подступы, поэтому в 1944 г. союзники изменили первоначальные планы и осуществили высадку десанта в Нормандии (Франция). Хельские батареи были захвачены Красной армией с суши и после войны там был польский гарнизон.
Опять пошел дождь, так под моросящим дождем приехали в Хель.
Кораблик до Гдыни идет ~час. Видов никаких - туман и периодический дождь.
Приехав в Гдыню решили сориентироваться относительно дальнейших планов. План поамбициознее - это сесть на электричку и доехать до Германии. План попроще - изучить еще что-нибудь в Польше, раз уж мы тут, а Германию оставить на следующий раз. В Мальборке прямо у касс видели щит об окрестных замках и сфотографировали его на всякий случай. находим это фото, и решаем посетить еще город Ольштын. Замок в Мальборке вечером подсвечивается, теплая южная ночь, гулять очень приятно. По берегу цветет вишня, прямо лето. Тут есть вечерняя романтическая экскурсия по замку, но сразу не сообразили, а потом было поздно. Наутро продолжаем велопоход и движемся в Ольштын (~125 км). Асфальт, без экскурсий. Вечером включаем букинг и заселяемся в ближайший отель за 80 zl.
Город Olsztyn (Allenstein) известен замком варминского капитула XIII в, в котором работал Коперник, соборами 14-16 веков. Ну и вообще - центр отреставрирован, можно погулять. Туристов мало, цены на кафе и национальную кухню низкие (относительно С.-Петербурга), в парке видим проходящую велогонку... У одного человека номер 975 - это косвенно свидетельствует о популярности велосипеда. Городок-то в принципе небольшой.
С Ольштыном связан забавный эпизод истории - после Первой мировой войны в южной части Восточной Пруссии был проведён референдум жить ли им в государстве Польша или в государстве Германия. Этнических поляков в Ольштыне было чуть менее половины, однако 97,8 % избирателей высказались в пользу пребывания Ольштына в составе Германии :)
Сперва был план уехать сегодня на электричке до Gronowo и заночевать уже в Калининграде, оставив день на знакомство с городом. Но решаем изменить планы и остаться в Ольштыне на вторую ночь.
Пара выводов:
Дополнительная информация
Есть непроверенный совет в кассе РЖД оформить УПД (Упрощенный Транзитный Документ) на транзитный проезд по территории Литовской Республики. Если получится
Прочитайте эту статью о снаряжении для велотуризма. Она будет полезна. ***
© «Kovrik-super». Воровство запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.
Специально для Волкова Антона (Автотуристу.ру), Димитрия Славина (Маршруты.Ру) и редакторов Rosyjski Kurier Warszawski (rosjanie.пл): Использование материалов с сайта ЗАПРЕЩАЕТСЯ без письменного разрешения автора!
|