ВелоПольша май 2013. Отчет о походе. Печать

ВелоПольша 2013

   Куда поехать на майские праздники - вопрос важный. Хорошо сейчас устроен производственный календарь: для горнолыжников есть новогодние каникулы, для садоводов-дачников – майские.
В том (2013) году, если чуть добавить дней – в мае получалось 12 выходных, и все этим воспользовались. Дней теперь много, можно потратить с пользой.

  Горы на майские - не годится, слишком много снега (в северном полушарии).
Альпиниада на Казбек в мае 1988 г. запомнилась траншеями в снегу и плохой погодой, повторять не хотелось. Часть наших товарищей отчалила в Непал, но это в следующий раз.

   Хорошая идея - горы Турции, туда на майские ездит всё больше туристов, но когда мы спохватились - уже не было дешевых авиабилетов . Жаль, потому что цены хорошие. А так - масса вариантов от Ликийской тропы до полноценных походов по Аладаглару.

   Можно было бы сходить в лыжный поход, например, по Камчатке (народ покупал акционные авиабилеты Москва - Петропавловск-Камчатский - Москва за 8600 руб), часть народа часть «добирала» горных лыж в заполярной Финляндии, но уже хотелось от лыж отдохнуть.

   На байдарках - еще холодно. В Финляндии (месте наших водных походов в последние годы) на озерах еще лед, можно кататься на лыжах, а по некоторой части речек Европейской части РФ мы уже путешествовали.

   Так что при всем богатстве выбора - иной альтернативы нет, едем в велопоход!
Куда?
Туда, где тепло, и не разбитые дороги. Вариант - Польша.
В Польше мы уже были в 2011 г., и велодорожек не видели, но поизучали вопрос.
Действительно, Польша масштабно строится, строятся не только шоссе и автобаны, но и велодорожки. Особенно это касается приморских воеводств, через которые проходят европейские EuroVelo.
Раз так – идея не плоха, можно её использовать.


Выбран был маршрут EuroVelo 10 , он проходит вдоль Балтийского моря.
Рекламный буклет о Поморском воеводстве

Плюсы
- можно доехать на обычном поезде из С.-Петербурга (нет авиаперевозки, во время которых велосипеды иногда ломают и/или теряют)
- на майские уже тепло
- годится обычная шенгенская виза

1. Билеты.
    Билеты С.-Петербург - Калининград онлайн не продаются, надо прийти на вокзал. В разделе Сезонные изменения тарифов в 2014 году видна тарифная политика РЖД, можно сэкономить, варьируя даты. Купили обычный плацкарт, так удобно перевозить велосипеды.

2. Страховки.
    Для проезда через Литву достаточно той страховки, которая была приобретена "для визы". Но если попытаться ею воспользоваться - возможны варианты. Поэтому снова купили страховку у Worldnomads на даты активной части велопохода. Не забывайте про промо-код.

3. Визы.
    Обычные финские многократные. По ним ездили уже не раз, единственная проблема - следить за условиями "не больше 90 дней в любые 6 месяцев".

4. Подготовка непосредственно велочасти.

   - перевозка велосипедов в поездах дальнего следования РЖД допускается только в разобранном состоянии . К сожалению, важные детали этого остались для нас непонятными. С одной стороны, вроде бы достаточно снять переднее колесо, другие нормативы требуют, чтобы упаковка с велосипедом была по сумме измерений менее 180 см.
И девочка в справочном на вокзале затруднилась разъяснить, насколько нужно разбирать велосипед - лишь снять переднее колесо или разобрать до винтика. Дело темное.
    В любом случае, нужен велочехол . Мы не были уверены в польских железных дорогах, поэтому нужен был именно чехол, стретч-пленка не годилась. При необходимости - где мы будем её искать? А раз чехол, который мы будем катать с собой - он должен быть легкий. Обычный чехол известного питерского производителя (подразумевается, что надо снять лишь 1 колесо) весит ~1 кг. Это огромный вес, почти бутылка с вином, поэтому были сшиты самодельные чехлы. Из прочной ткани, мы отмели популярную идею сшить чехлы из парашюта, но в расчете на съём переднего и заднего колеса, педалей, руля и прочих выступающих элементов. Вес чехла получился 450 грамм. Это - нормально.

   - часть продуктовой раскладки взяли с собой. Можно было бы и меньше - цены на продукты в Польше ощутимо ниже, чем в РФ.

   - велосипеды наши - обычные гибриды с колесами 28" верхней ценовой категории, куплены много лет назад. Ничего дополнительно не делали. Докупили лишь звонки и передние фары. Кстати, звонки реально полезны, и не только в Польше.

   - использовался обычный походный навигатор Garmin 62 серии. Докупили отличное крепление на руль (RAM). Карты Польши для Гармина можно было найти или тут или скачать тут .

   - взяли обычное походное снаряжение, хоть нам и не советовали. И зря не послушали советов: цены на домики в кемпингах, комнаты и гостиницы таковы, что палатку не ставили НИ РАЗУ. Коврики - протаскали зря. И я еще не поверил прогнозу - катал зимний вариант термареста Prolite Plus (а это 620 грамм), ни разу не вынимал. Спальники вынимали пару раз, когда в номере отеля было прохладно (в начале похода), их тоже брать было в принципе необязательно.
    Горелку MSR WhisperLite Universal брали, готовили в кемпингах/отелях на газу (газ привезли из Санкт-Петербурга), жидкое топливо брать поленились. Хоть это верно сделали - в Польше такая низкая стоимость общепита, что можно теоретически вообще обходиться без горелки. Можно, но лень: тогда надо утром идти искать завтрак, а если есть горелка - то никуда идти не надо... Или надо снимать отель с мини-кухней, но это не всегда возможно.
    Нормальных отчетов про велопоход по Польше не нашлось, но и найденной информации оказалось вполне достаточно.


Итак, описание маршрута:

    Приезжаем на поезде дальнего следования в Калининград. До границы с Польшей ~40 км. Наиболее близкий к Калининграду погранпереход - Gronowo - Мамоново. Можно доехать на электричке до Мамоново, можно доехать на автобусе.

    Так как поезд прибывает вечером, то ни электричек ни автобусов уже нет. Можно снять квартиру на Авито, можно переночевать в вокзальной гостинице. Если выбрать первое - то надо собрать велосипеды (а завтра перед погрузкой в электичку снова разобрать, могут не влезть), что лень. Да и на езду по городу в поисках квартиры тоже нужно время. Поэтому не мудрствуя идем 100 м до гостиницы при вокзале. Как выяснилось впоследствии, это была самая дорогая ночевка.

    Утром на электричку до Мамоново, там на вокзале собираем велосипеды.
До границы ~6 км, машин мало, велосипедистов нет вовсе. Как обычно, велосипедисты в очереди с машинами не стоят, сразу подъезжаем к пограничникам. На обе границы с посещением дъютика - 30 минут.
Web-камера границы Gronowo - Мамоново
    Начитались ужасов про польских пограничников - и наличие велозвонков проверяют, и велофар, и брони отелей, и медстраховки, и деньги (выписки по карте). Всё было, и, разумеется, никто ничем не интересовался. Не спрашивали и куда едете. На ровере (велосипед по-польски)? Ну и ладно.

Так живут поляки. Средняя з/п ~1000 евро, но и цены низкие

    Далее катим по второстепенному шоссе до ближайшего польского городка Braniewo . Достопримечательность - кирха Святой Екатерины (1346 г.) и магазины Lidl и Biedronka.

   В принципе, отсюда ходят электрички и можно доехать до Гданьска (или до границы с Германией).


   Из городка Braniewo уже много веломаршрутов по Польше. На сайте gpsies.com можно выбрать наиболее интересный. Тут проходит известный веломаршрут R1


    Перед поездкой мы изрядно почитали про эти места, и сложилось мнение, что наиболее интересный вариант это:

- на велосипеде до Фромборка (Frombork ). Изучение архитектурного ансамбля Кафедрального холма XIV-XV века (костел, дворец епископа, и пр) где работал Коперник. Ночевка в кемпинге или по-дикому (место пока не нашли) или еще как.
- Потом на кораблике через zalew Wislany на Висленскую косу (Krynica Morska). Там интересно посмотреть на песчаные пляжи, на море. Ночевка в кемпингах или в частном секторе. Можно налегке доехать до границы с РФ - асфальт почти до самой границы, минимум транспорта.
- потом по малозагруженному 501-му шоссе до парома через Вислу, и дальше тоже второстепенными дорогами до Гданьска.

    Немного не доезжая до Фромборка (54.359782o,19.72445o) слева по ходу видим место, где можно бы и переночевать, но неясно где взять питьевую воду, если у вас её нет. Обедаем тут, и едем дальше, до кемпинга 1,7 км. В кемпинге оставляем велосипеды и идем смотреть замок.

Фромборк Польша

    Любопытный штрих про польского астронома Коперника : мать у него была немка, отец - неизвестен, жил и работал он на территории Тевтонского ордена и окрестных образований. Все существующие тексты, написанные Коперником - на немецком языке. Казалось бы, и при чем тут Польша? :)
Хотя мы слышали про российского философа Иммануила Канта , который жил и работал в Калининграде, так что и тут всё возможно... ;)


    Идем к пристани и увы, сегодня корабликов в Крыницу морску не будет. Расписание Krynica Morska – Frombork. Ну и ладно, возвращаемся в Frombork camping . Сняли домик с удобствами и душем, всего 640 рублей.
    Купили сим-карту для интернета. Паспорт не нужен, можно купить в любом киоске типа Союзпечать. Хотели Orange, вроде у них был более выгодный пакет, но не было в наличии. Так что купили 300 Мб стартового пакета Play (9 zl) и еще 2 Gb за 20 zl. И купили вовремя: на сайте паромной переправы через Вислу висит объявление, что паромная переправа из-за высокой воды не работает.
    Тогда чтобы попасть с Висленской косы (Крыница морска) в Гданьск потребуется совершить приличный объезд по полям до ближайшего моста. Объезд большой, так как часть прямого пути является автомагистралями, где езда на велосипеде запрещена (ну и самому неинтересно).
    Кататься по полям тоже неинтересно, нас интересуют туризм и достопримечательности, поэтому корректируем маршрут.

место отдыха Польша


    Едем по 504-му шоссе до Эльблонга (Elblag). По пути встречается место отдыха ( Lipowe Wzgórze 54.268908o 19.59677o. Правда, опять же без крана с питьевой водой), Вообще такие места для отдыха (а иногда и ночлега) можно найти на сайте czaswlas.pl. Поставьте галочки на Miejsce na ognisko и Miejsce biwakowania и поищите описания, фото и gps координаты на карте.

    Велодорожек пока нет, ближе к Эльблонгу на шоссе появляется больше машин.


    Имеет смысл в небольшой велоэкскурсии по достопримечательностям Эльблонга - тут и готический костел св. Николая XIV в., Марияцкий костел XIII в.

перевозка велосипеда по железной дороге Польша


    Решаем двигаться не сразу в Гданьск, а сперва заехать в Мальборк (Malbork). И подъехать до Мальборка на местной электричке (Regio). Билеты в кассе, оплата карточкой, час езды.
    Польские железные дороги относительно недороги. Расписание на русском языке. Не забудьте взять билет на велосипед (ровер); неразобранные велосипеды надо перевозить в том вагоне, где нарисован символ велосипеда.


    Мальборком городок стал называться относительно недавно. 800 лет (с 1276 по 1945 г.) он носил название Мариенбург , и тут находилась резиденция магистра Тевтонского ордена (1276-1457). Отсюда рыцари управляли огромной территорией (существенная часть нынешней Польши, Литвы, и Калининградская область, конечно). Построенный замок в Мальборке - крупнейший замок крестоносцев.

    Вообще, в низовье Вислы сохранилось много рыцарских замков разной степени сохранности. Например, в Gniew (Mewe) или Tczew (Dirschau).
При наличии времени можно сделать целый веломаршрут по рыцарским замкам, это популярно и любопытно.

   В Мальборке можно переночевать в кемпинге на берегу , недалеко от замка, ниже по течению. Но ни одной палатки тут не стоит, народ тусуется в домиках. Может быть потому что шумно, а может быть потому, что за эти или чуть большие деньги можно найти комнату в отеле или в частном секторе.

замок в Мальборке Польша Замок Мальборк Malbork Польша
замок в Мальборке Польша Замок Мальборк Malbork Польша

   Переезжаем реку Nogat по пешеходному мосту и в 200 метрах от набережной видим улицу Zamkowa с частными домами. На первом же висит реклама покоев (комнат, по-польски). Заходим, за 80 pln селимся в номер со всеми удобствами.
Сегодня в центре города праздник, идем на рок-концерт.

   Следующий день посвящаем экскурсии по замку и городку. Замок большой и сильно пострадал во Второй Мировой, но сейчас почти всё восстановлено. Для понимания масштаба восстановления можно посмотреть на кирпичную кладку - "исторические" кирпичи более темные. Сейчас восстанавливают (вернее, строят заново) внешнюю стену. Когда будет восстановлено совсем всё - замок будет вообще шикарен.

замок в Мальборке Польша Замок Мальборк Malbork Польша

   Запомнилась вырезанная в каменном полу чаша для омовения ног перед входом в приёмный зал, резные каменные детали интерьера XIII века, и неожиданно маленькая келья великого магистра. И неудивительно, например один из символов Тевтонского Ордена – Пеликан . По легенде – эта птица, в голодные времена вспарывает себе брюхо клювом, чтобы накормить своих птенцов. Тевтонский орден – один из духовно-рыцарских орденов средневековья, несших демократию христианскую веру соседним народам.

   Например, напомним, что Исландия приняла христианство только после угрозы военного вторжения. Хорошо это или плохо – сложно сказать, однако качество жизни в Исландии является мечтой для существенной части жителей Земли :)

замок в Мальборке Польша Замок Мальборк Malbork Польша

От Мальборка до Гданьска ~60 км.

   В Гданьске решили не искать частного жилья, а посмотрели отели на Букинге и местных сайтах #1 и сайте #2. Занесли в навигатор те, что в пешеходной доступности от центра и объехали их, благо на велосипеде это несложно. Пока в Трипэдвайзере комменты почитаешь… - быстрее всё увидеть самому.
    В итоге заселились в 3* за 120 pln в 500-ах метрах от Dluga targ.
    Так как это историческое здание - специализированной велопарковки нет, велы оставляем во внутреннем дворике. Сперва нас это несколько обеспокоило - велозамки мы в поход не брали, так как против болтореза они всё равно бесполезны, а вес имеют (почти все эти приблуды - только от честных людей). Но портье нас успокоил, да и дворик закрывается и посторонних тут не бывает.

Гданьск Польша Гданьск, Польша
реконструкция, Гданьск Польша Майский велопоход Гданьск, Польша

    По Гданьску лучше ходить пешком, историческая часть в принципе небольшая. Первое упоминание о Danzig'e в 997 году, родина Фаренгейта, Гевелия, Шопенгауэра. Стоит сходить в двор Артуса, дом-музей Упхагена (посмотреть как жили немцы в конце 18 в.). Музей янтаря во многом повторяет выставку янтаря в Мальборкском замке, на этом можно сэкономить.

   Город также сильно был сильно разрушен весной 1945-го, но сейчас практически всё восстановлено. В этом кардинальное отличие от, например Калининграда: что Danzig что Konigsberg имели прекрасную историческую застройку, но Кенигсбергский замок в 1970-х взорвали, а в Польше немецкое наследие восстановили. Как следствие, в Гданьск (город 350 лет носил название Danzig) едут туристы, приносящие местным людям деньги и работу, а вот смотреть на панельные дома Калининграда желающих находится значительно меньше. Любопытно: неподалеку от собора Пресвятой девы Марии (построен в 1502 г, крупнейший кирпичный сбор в Европе) видели недострой - яма с водой и остатками кирпичной кладки, огороженная забором. Но сверху висит щит с фото и пояснениями, как это выглядело в 1516 году, схема планировки XIX века и план реконструкции объекта со сроками. Не удивлюсь, если через несколько лет вместо воронки от 500-килограмовой авиабомбы тут будет аутентичный дом.

Здесь был дом. И будет. Кстати дома на заднем плане – тоже восстановлены из руин. Гданьск Гданьск, восстановление исторических зданий. Гданьск

Любопытно посетить набережную со средневековым подъемным краном (Dlugie Pobrzeze), Большую мельницу, а также музеи.

Студенческий праздник. Гданьск, Польша Набережная в Гданьске. Виден средневековый кран (для мачт ганзейских кораблей)
Гданьск, Польша Гданьск, Польша
туризм, Польша, Гданьск Гданьск, Польша. Велодорожка


    В 2012 в Гданьске проходили матчи ЧМ по футболу. Кроме стадионов была построена и сопутствующая инфраструктура, например велодорожки. Меньше, если сравнить с Копенгагеном, но для комфортного передвижения вполне достаточно. Покидаем отель и движемся в сторону Гдыни. В районе Сопота велодорожка идет по берегу моря, ехать комфортно и приятно. Берег представляет собой один сплошной пейзажный парк с кафе и аттракционами. Можно зайти в аквапарк.

Хорошая карта велодорожек Гданьска и окрестностей .


    В Гдыне заезжаем на пристань и узнаём расписание паромчиков в/из поселка Hel . Вариантов два - либо в Хель на пароме а вернуться не велосипеде, либо поехать в обратную сторону. Так как сегодня паромов нет - едем в Хель на велосипеде.


    В Гдыне, вернее, за Гдыней в сторону Obluze находится порт и знаменитая судоверфь, откуда начиналась польская "Солидарность". Огромная промзона и сейчас не блещет красотой, можно представить как она выглядела в конце 70-х. Обычная советская действительность. Но Польша отличалась от СССР большой ролью католической церкви и возможностью существования независимого профсоюза.

    Результат был предсказуем - экономические требования (например, ввести карточки на продукты, пустые полки магазинов всех забодали, установить минимальную зарплату в 2000 zl) переросли в политические - те, кто завели нас сюда - должны уйти на пенсию, а не царствовать пожизненно.
   А вообще есть интересная статистика - ВВП Польши от конца 80-х до сегодняшнего дня вырос в 4 раза. Нефти в Польше нет :) Сейчас средняя зарплата в регионе Гданьска составляет в пересчете со злотого ~1000 евро.

Проезжаем памятник расстрелянным в декабре 1970 рабочим и переехав р. Potok Chilonski приезжаем в городок Obluze.

Гдыня, порт. Польша

    Отсюда хотим попасть в поселок Rewa, местный центр виндсерфинга. Веломаршрут идет вдоль моря, но у нас возникло искушение побыстрее добраться до места, проехав по асфальту. Тем более, что на карте часть пути изображено как велодорожка. Но увы через пару км выяснилось, что дорожка еще не доделана и представляет собой отсыпку из неслежавщегося щебня. Но возвращаться лень. Но вообще тут мы неправы - шоссе дальше узкое, машин много, комфорта от езды никакого. Плюс жара, лишь к вечеру стало попрохладнее.
    Зато поселок Rewa действительно стоит посещения: отличный песчаный пляж (на майские вода еще холодная), куча шалманов и школ серфа, и недорогое жильё. Снимаем комнату с миникухней и удобствами за 100 pln, оставляем вещи и идём гулять.

   Это место популярно также потому, что море тут представляет собой относительно мелкий залив и быстро прогревается. В сезон тут проводится "Марш селедки" - реальные пацаны идут по воде аки посуху из Хельской косы, пересекая таким образом залив. Глубина на маршруте небольшая, лишь в одном месте надо переплыть судоходный канал. Зато посередине пути прямо в море стоят столики, где можно отведать блюда из сельди. В общем, романтика...
    А пока что можно взять напрокат лодку с парусом и поучиться ею управлять. Или просто погулять по косе, выдающейся в море на ~500 метров.

    Дальше – см. один из множества треков Rewa-Hel. Едем через природный резерват. Дороги без асфальта, и размеченный веломаршрут идет по покрытию из ажурных железобетонных блоков. Блоки положены, видимо, еще немцами, и позволяют в случае необходимости иметь легкий доступ к проложенным под дорогой коммуникациям. Но вот ехать на велосипеде с узкими шинами по такой дороге из колдобин не очень. Наконец этот участок закончился.
    На этом участке есть очередное оборудованное место отдыха, в котором при необходимости можно поставить палатку. 54.68370o 18.46162o, питьевой воды не обнаружилось. Еще несколько километров и вот город Пуцк.

    Городок Puck старинный, основан в VII веке, раньше носил имя Putzig, но туристов мало. На центральной площади видим любопытную картину - едет катафалк и за ним идет процессия. Все сопровождает характерная музыка и колокольный перезвон из находящейся на этой же площади кирхи.

   Находим кафе для местных людей, и не зря: пирожное (вкусное) за 20 рублей, отличный кофе эспрессо просто неприлично дешево.


    Дальше идет правильная велодорожка, с асфальтовым покрытием и указателями. Едем по ней до Wladyslawowo. Сегодня 9 мая, надо зайти в Лидл за покупками дабы как следует отметить праздник.
    И не зря тут стоит этот Lidl: только успели заехать под крышу как началась гроза, потоки воды ручьями текут с крыши. Это первый дождь с начала похода, и хорошо что мы его пережидаем в правильном месте :)

Маршрут EuroVelo 10 не везде идет по твердому покрытию Веломаршрут R10, Польша

   Через часик дождь подутих и едем еще километров 15 по Хельской косе. Коса - узкая, песчаная. По ней проходит шоссе, железная дорога, есть асфальтированная велодорожка, и почти сплошная череда кемпингов, поселков и баз. У нас есть палатка, во время подготовки похода я разглядывал карты и снимки в расчете найти дикое место но с пресной водой, но как-то не очень в этом преуспел. Вообще надо было просто купить 6 литровую бутылку с питьевой водой в Лидле, но не сообразили. А так - места есть между ж/д и берегом Балтийского моря (не залива). С велодорожки, разумеется, мест не видно.

   Дождь моросит, ездить искать ночлег под кустом неохота. Заезжаем в кемпинг Pod Cyprysami (№188), находящийся напротив первой части прибрежных немецких укреплений. За магические 100 pln снимаем домик (увы, без удобств, до хозблока с душем и кухней надо ходить под дождем). Ну и ладно.

   В летний сезон кемпинг - отличное место: песчаный пляж, теплая вода залива, прокат серфов и халявные, в общем-то цены. Собирались искупаться, но так как пока готовили ужин - дождь закончился, идем смотреть дзоты. Любопытно, они не замусорены как у нас, а покрашены и находятся в пристойном состоянии. Всё это Nadmorski park krajobrazowy, может поэтому. Выходим на Балтийский берег: широченный пляж пустынен, на Балтике шторм, ветер шумит в соснах.

   Наутро пасмурно, едем по велодорожке дальше в сторону поселка Hel. Неподалеку от забора кемпинга в прибрежных кустах видим палатку одинокого велосипедиста. Это хитрый ход: можно ходить по пляжу в кемпинг за водой, на кухню, в душ и тп, и всё нахаляву... :)

Военный музей Hel Польша Снаряд 406 мм, военный музей в Хель, Польша

   По пути стоит заехать в военный музей Muzeum Obrony Wybrzeza , организованный на базе батареи дальнобойной артиллерии. Таких батарей на Балтике было 4: в Дании (Ханстхольм), Норвегии (Кристиансанн), в поселке Хель (Германия, нынешняя Польша) и на острове Борнхольм. Орудия калибра 406 мм с дальностью ~60 км простреливали все подступы, поэтому в 1944 г. союзники изменили первоначальные планы и осуществили высадку десанта в Нормандии (Франция).  Хельские батареи были захвачены Красной армией с суши и после войны там был польский гарнизон.
О нелегкой службе польских солдатиков в музее демонстрируется фильм.
    Вообще музей любопытный, стоит посетить. Орудия главного калибра, увы, нет, но остальное в целости-сохранности.

Аналог советского «не болтай» и «враг не дремлет» Зона поражения береговых батарей III рейха

    Опять пошел дождь, так под моросящим дождем приехали в Хель.
    Пока ждем парома, изучили местный ресторанчик на предмет местной морской кухни. Если не торопиться и перевести польские названия блюд гуглопереводчиком - можно сделать правильный выбор. Это еще один плюс мобильного интернета, так что потраченных за всю поездку 260 рублей - совсем не жалко. Напомним, что правильная еда - в заведении "для своих", а там говорят на польском и только на польском.

   Кораблик до Гдыни идет ~час. Видов никаких - туман и периодический дождь.

     Приехав в Гдыню решили сориентироваться относительно дальнейших планов. План поамбициознее - это сесть на электричку и доехать до Германии. План попроще - изучить еще что-нибудь в Польше, раз уж мы тут, а Германию оставить на следующий раз. В Мальборке прямо у касс видели щит об окрестных замках и сфотографировали его на всякий случай. находим это фото, и решаем посетить еще город Ольштын.
    Так и порешили - Германию оставить на потом. А сейчас доехать до Мальборка на электричке.

замки поморского воеводства Польша

   Замок в Мальборке вечером подсвечивается, теплая южная ночь, гулять очень приятно. По берегу цветет вишня, прямо лето. Тут есть вечерняя романтическая экскурсия по замку, но сразу не сообразили, а потом было поздно.

замок в Мальборке Польша Замок Мальборк Malbork Poland

    Наутро продолжаем велопоход и движемся в Ольштын (~125 км). Асфальт, без экскурсий. Вечером включаем букинг и заселяемся в ближайший отель за 80 zl.

    Город Olsztyn (Allenstein) известен замком варминского капитула XIII в, в котором работал Коперник, соборами 14-16 веков. Ну и вообще - центр отреставрирован, можно погулять. Туристов мало, цены на кафе и национальную кухню низкие (относительно С.-Петербурга), в парке видим проходящую велогонку... У одного человека номер 975 - это косвенно свидетельствует о популярности велосипеда. Городок-то в принципе небольшой.

Ольштын, Польша Ольштын, Польша

    С Ольштыном связан забавный эпизод истории - после Первой мировой войны в южной части Восточной Пруссии был проведён референдум жить ли им в государстве Польша или в государстве Германия. Этнических поляков в Ольштыне было чуть менее половины, однако 97,8 % избирателей высказались в пользу пребывания Ольштына в составе Германии :)

    Сперва был план уехать сегодня на электричке до Gronowo и заночевать уже в Калининграде, оставив день на знакомство с городом. Но решаем изменить планы и остаться в Ольштыне на вторую ночь.
Утром погуляли чуть по городу и всё - электричка, граница, Россия. Мы уже чуть привыкли к Польше и сперва контраст между Польшей и Россией бросается в глаза.
    Заночевали снова в вокзальной гостинице, так как рано утром - поезд.

Пара выводов:
1. На майские - велоПольша отличный выбор. Если вы там не были - обязательно поставьте в планы. Основной плюс - тепло, есть велодорожки по побережью. Ну и низкие цены на всё.
2. Снарягу можно не тащить. Еду - тоже. Ну разве что горелку и котлики приготовить завтрак.
3. Музеи и прочие достопримечательности ждут вас :)

Дополнительная информация
Магазины Auchan в Польше.
Лучшее в Гданьске (где жить куда сходить, что попробовать).
Отчет о велопоходе Калининград - Гданьск
Лекарства в Польше . Мы всегда возим с собой аптечку.
Любой супермаркет Польши (можно на русском)
Полезные фразы на польском (есть звук, можно послушать)
В польском языке всегда ударения на предпоследнем слоге: "кУрчак"
Как пополнить баланс сим-карты
«Дикие» ночевки можно поискать на этой карте. выбрать масштаб, biwak. Пример того, что ищем.
Где поесть в Гданьске
Кемпинги Польши

Есть непроверенный совет в кассе РЖД оформить УПД (Упрощенный Транзитный Документ) на транзитный проезд по территории Литовской Республики. Если получится
- вы экономите место в паспорте (штампы литовские пограничники ставят на этот вкладыш, а не в паспорт),
- вам не придется "откатывать" финскую визу (если это для вас актуально)
- и уменьшит риск общения с Российской СК в части пересчета дней при последующих поездках.
- опять же это важно для соблюдения правила "90 дней в любое полугодие". На момент написания этого отчета единой базы шенгенских виз/пребывания не существовало.

Прочитайте эту статью о снаряжении для велотуризма. Она будет полезна.




***




© «Kovrik-super». Воровство запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.  Специально для Волкова Антона (Автотуристу.ру), Димитрия Славина (Маршруты.Ру) и редакторов Rosyjski Kurier Warszawski (rosjanie.пл): Использование материалов с сайта ЗАПРЕЩАЕТСЯ без письменного разрешения автора!