Линия Salpa Финляндия Печать

Финляндия, линия Салпа. Июньские праздники 2016.


  Три дня выходных в июне - не так и много. но можно съездить на небольшую велопокатушку в Финляндию.
  Неплохой экскурсионный объект - линия Салпа, расположенная недалеко от границы.

Финляндия, лето
Финляндия, лето

  Линия Салпа (Salpa) - комплекс оборонительных укреплений, построенных Финляндией в 1939-44 гг. В переводе с финского - замок, засов. 3000 дотов, дзотов, железобетонных бункеров, противотанковые надолбы, рвы и эскарпы. Противотанковая артиллерия, пулеметные гнезда, минные поля на танкоопасных направлениях, многослойная колючая проволока и так далее. Протяженность - 1200 км, от Баренцева до Балтийского моря. В боях не участвовала, но сохраняла военное значение до 1982 г.

линия Салпа, карта линия Салпа, карта

  В настоящее время передана Департаменту туризма Финляндии. Устроены музеи, туристические стоянки, тропы, туалеты, парковки для а/м, есть указатели, выпускаются карты. Музеи, кафешки и карты, разумеется, платные, всё остальное - бесплатно.

  Вообще, все путешествия по Финляндии бесплатны, и Нац. парки тоже. Есть и оборотная сторона - нельзя мусорить, разжигать костры в не предназначенных для этого местах, ездить на машине вне дорог (пляжи, лесные тропы), рубить деревья на дрова (даже сухостой), врубать музыку "на полную". Всё это трудно выполнять, но иногда можно потерпеть.
На бесплатных стоянках разрешен лишь кратковременный ночлег, устраивать палаточные лагеря и бомжевать неделями - здесь запрещено.

Финляндия, море
Финляндия, море (финский залив)

  Наибольшее количество экскурсионных объектов находится на участке между берегом Финского залива и городом Лаппеенранта. Это удобно с логистической точки зрения: можно начать от погранперехода Торфяновка (Valimaa) и закончить в Лаппеенранте (Nujamaa), или чуть продолжить до Светогорска (Imatra). А можно просто покататься по круговому маршруту, заодно посетив финские города Хамина (Hamina) и Котка (Kotka).

линия Салпа, дот / бункер salpa finland
один из дотов линии Салпа. Пушку убрали
можно ознакомиться с историей

  Итак, в пятницу вечером выезжаем из С.-Петербурга. 180 км неплохого шоссе до мотеля "Медведь", там оставляем машину на парковке. Отсюда 1 км. до погранперехода. Вынимаем велосипеды, и едем в Финляндию через п/п Торфяновка. Так как велосипедистов мало - проходим границу за 15 минут. "Зеленая карта" не нужна, надо не забыть посетить магазин Duty free. У Финнов тоже очереди из велосипедистов не наблюдается, еще 10 минут на всё. Цель поездки "туризм, шоппинг", живём в Хамина кемпинг. Могут проверить медстраховку. У нас двухлетние визы (35 евро), пятилетки финны выдают пока не всем.
  Далее популярный магазин Rajamarket с сырами без пальмового масла и прочими продуктами, и всё.

  Имеет смысл поехать в Хамину по т.н. "Королевской (Музейной) дороге".
В период с XIII по XVI в. шоссе Е18 еще не построили, и по ш. 3513 доставляли почту из Стокгольма в Выборгский замок (в те времена Россия напрямую граничила со Швецией, а никакой Финляндии еще не существовало).
  Дорога "Королевская" не потому что по ней ездили короли, а потому что она финансировалась из средств Шведской короны (из федерального бюджета), а не из бюджета провинций Nylands и Karelen. Лошадки, ямщики, постоялые дворы, уборка снега, ремонт и так далее. Для XIII века не так и плохо - в России в это время хан Батый громил княжества типа Киевского и Владимирского, сжег город Козельск вместе со всеми жителями, и начинался самый расцвет татаро-монгольского ига. Но есть и обратные примеры - в 1215 г. в Англии была принята Великая хартия вольностей, где были записаны основные права свободного человека, которые не мог нарушить даже король (сейчас продолжают действовать четыре статьи Хартии, поэтому она считается частью современной конституции Великобритании).

  Машин мало, асфальт, горки.
По пути рассматриваем доты, ряды гранитных надолбов типа "Зубы дракона", в одном месте в землю вкопан советский танк Т-26, видимо отбитый у Красной армии во время Зимней войны. Орудие, правда, снято - мало ли кто приедет со своими боеприпасами. ))

MSR Hubba Hubba Королевская дорога, Финляндия
стоянка Majaniemi
"Королевская дорога"

  Ночуем на одной из бесплатных стоянок на берегу Финского залива, Majaniemi. NB - в море вода солёная, воду имеет смысл набрать в озере не доезжая 2 км. до стоянки. Зато - отличный вид на море, дополненный напитками из дьютика.
  Наутро едем до Хамины. небольшая экскурсия, посещение Лидла (дешевый сетевой супермаркет), обед на очередном месте для отдыха.
Тут надо принять решение - или едем в Котку, или едем на северо-восток, дабы немного поизучать линию Салпа. Детальная карта Финляндии загружена в навигатор, это облегчает ориентирование.
  После непродолжительной дискуссии решаем поизучать линию Салпа, покупаться в озерах, посетить Salpa Line Museum.

 кирха в Miehikkala финляндия дача в финляндии, сауна
кирха в Miehikkälä
дача. внутри городские удобства + сауна

  Ночуем в Sihkarinkallio laavu. Место известное, популярное, у костра вечером любопытно пообщаться с другими туристами. В отличие от Нац. парков, где много немцев, встречаются французы или итальянцы, тут пеший маршрут и его ходят преимущественно финны.

Jermula laavu Sihkarinkallio laavu Финляндия
стоянка Jermula
Финские туристы. Стоянка Sihkarinkallio

  Наутро едем (очень неспешно) по линии Салпа. Дорожки размечены, осматриваем доты, заходим в музей, купаемся в озерах.
После обеда - едем домой. Прокатились еще доп. крюк - Финские грунтовки укатаны, машин практически нет, пейзажи сельской Финляндии любопытны.
Далее всё то же самое - границу проходим без очереди, пара чашек кофе в ресторанчике мотеля Медведь, велосипеды убираем в машину. На этом выходные, к сожалению, заканчиваются ((

музей линии салпа финляндия музей линии салпа финляндия Salpa
музей линии Salpa
советский Т-34


оборудованная стоянка музей финляндия
оборудованная стоянка
Дот. Для наблюдателя - бронеколпак

  На обратном пути пересекаем громадную стройку - это строится автобан. Засыпаются болота, делается дренаж, срываются скалы. Давно известно, что разнесенные полосы для встречных потоков транспорта сильно уменьшают аварийность, и должно быть минимум два ряда в каждом направлении. Поэтому - шоссе такое широкое, гражданин Финляндии должен жить долго и счастливо. Плюс - обязательно должна быть велодорожка.
И, разумеется, на большей части будет освещение, сейчас же XXI век: два крупнейших города Финляндии, Хельсинки и Турку (181 тыс. чел) соединены автобаном, и он бесплатен для всех.

строительство автобана к российской границе
строительство автобана к российской границе. Финляндия
шоссе Хельсинки-Турку, Финляндия
а это уже построено: шоссе Хельсинки-Турку, Финляндия. На заднем плане - тоннели (тоже бесплатно)

  Вообще по данному маршруту можно кататься ещё и ещё - всё-таки доехать до Котки, или до Лаппеенранты, или вариацией кругового маршрута. Некоторые турфирмы организуют велопоходы с машиной сопровождения, для желающих ехать налегке. Тоже вариант.
  В этом районе есть музеи (авиации в Лаппеенранте, краеведческий, бункерный и т. п.), в общем есть чем заняться.


  Карты Финляндии, можно скачать

salpa линия салпа карта salpa линия салпа карта salpa линия салпа карта salpa линия салпа карта купить salpa линия салпа карта скачать salpa линия салпа финляндия карта

На этих картах только небольшой участок линии Салпа в районе погранперехода Торфяновка.

Прочитайте эту статью о снаряжении для велотуризма. Она будет полезна.







***


© «Kovrik-super». Воровство отчетов запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.

 Специально для Волкова Антона (Автотуристу.ру), Димитрия Славина (Маршруты.Ру) и редакторов Rosyjski Kurier Warszawski (rosjanie.пл): Использование материалов с сайта ЗАПРЕЩАЕТСЯ без письменного разрешения автора!