You are here: Главная Как же съездить в Норвежские горы? Треккинг, байдарки, путешествие на машине. Отчет, полезная информация.
Как же съездить в Норвежские горы? Треккинг, байдарки, путешествие на машине. Отчет, полезная информация. PDF Печать

   Как же съездить в Норвежские горы?

   Так случилось, что мы несколько раз были в Норвегии. Зимой и летом, катались на лыжах и на велосипедах, ходили пешком и лазали по горам. Это отчет о первой нашей поездке.

   Тогда всё было в новинку, бесплатный туалет в лесу с белым фаянсовым унитазом и горячей водой казался миражом, маркированные тропы в горах, бесплатные карты в инфоцентрах – чудом, отсутствие человека с ружьём на входе в национальный парк и блок-постов на въезде в города – странным упущением. Потом, после многих поездок в Европу, это удивление прошло, осталось лишь радость от посещения этих замечательных мест.
   Часть текста написана несколько лет назад, и в скобках [] актуальные на 2013 год данные.


   Итак:
   Норвежские горы, фиорды и водопады, викинги и автобаны – кто не слышал эти сказки из телевизора! А ведь, судя по глобусу, это все не так и далеко.
   Можно ли туда попасть, не имея там родственников и миллиона долларов в швейцарском банке? Что ждет там туриста? Эти вопросы стали занимать меня с осени, когда я увидел на сайте «Аэрофлота» слова «распродажа авиабилетов» и цифры 99 USD за перелет Москва-Осло-Москва.
[Халява! Теперь такие предложения делает (иногда) лишь Wizzair на рейс в Осло из Киева. Из Москвы/Питера – взрослый ценник.]

Стокгольм

   Но все же зима накладывает некоторые ограничения на путешествие, да отсутствие информации давало знать. Воображение рисовало зимний вечер в Осло: -15С, турист с лыжами и рюкзаком, стоящий перед отелем с номерами €200 за ночь.
   Интернет полон рассказов «как Васька пил пиво», «как Димон потратил €5000 на отпуск», но первая информация для меня была бесполезна, а вторая только огорчала. Для сведения, за гораздо меньшие деньги можно съездить в Перу – увидеть древние города инков, Анды и сельву Амазонки (оказывается, с этой страной у РФ есть соглашение о безвизовом обмене, покупай билет – и езжай).
[сейчас, конечно, отели за 200 евро никуда не делись, но используя популярные системы бронирования типа Booking.com , HRS , Venere или Hotelscombined можно найти цены ~70 евро за двухместный номер в Осло. Другое дело, что в Норвегии надо смотреть на природу, а не на города.]
   Поэтому мы решили для надежности поехать в Норвегию а) летом б) на своей машине и за оставшееся время провести основательную подготовку.

   В результате мы съездили с 18.08 по 06.09.05 в небольшое путешествие по маршруту СПб - Турку - паром – Стокгольм – Осло - Jotunheimen national park (Juvasshytta, Leirvassbu) – Geiranger – Jostedalsbreen national park (Bodal, Kjenndal, Briksdal) – Jostedalen valley – Берген – Hardangervidda – Осло – Стокгольм – паром – Хельсинки – СПб. Всего 4 тыс. км.

   Так как за 20 дней мы видели только одну (одну!) машину с русскими номерами [это изменилось не сильно], то очевидно, что очень мало наших туристов знают о возможностях походить здесь. Многие слышали, что «там всё дорого», «туда не пускают», «высокие штрафы», «часты отказы в визе» и т. п. Хочу немного осветить вышеуказанные проблемы. Думается, это будет интересно многим.

Общая характеристика района

   Отличие Швеции и Норвегии от других стран Европы – тут поощряется туризм. Много национальных парков, где разрешено ходить, ставить палатки, собирать грибы-ягоды, плавать на лодках и т. п. (об этом говорят информационные щиты)


Норвежские горы

   В Норвегии гор много, крупные и популярные – это Ютунхеймен (Jutunheimen), Йостедалсбрин (Jostedalsbreen) и плато Хардангервидда (Hardangervidda).
Ютунхеймен национальный парк.
   Горы 1800-2400 м., тут находится высшая точка Скандинавии – гора Галдхопигген (Galdhopiggen), 2469 м. Много озер, кое-где есть тропы и хижины Ассоциации проводников , есть интересные вершины разной сложности, ледники.
   Вот обзор с кучей ссылок - summitpost.org , тут можно скачать кусочки схемы гор etojm.com
Тут есть очень хорошая книжка James Baxter’а «Scandinavian mountains»
Карты, к сожалению, мы нашли только там, в продаже были 1 км - 500-метровки по 99-129 nok за лист (~500 руб). На 3 листах помещается весь Ютунхеймен, но в продаже есть комплект из 2-х карт – самый популярный кусок. Можно купить в РФ 10-киломеровку страны (эта карта входит в комплект книжки-путеводителя на русском языке), но можно и там за 250 nok купить 4-километровку всей южной Норвегии.
   Общий маршрут движения к западной части парка – из Осло через Лилехаммер и Отту, далее в Лом, и по 55-й дороге до нужного места. Если вы желаете взойти на Галдхопигген – то самый легкий вариант это заехать в Juvasshytta (дорога платная, 70 Nok, и весьма существенный уклон дороги). Кроме горы, есть горнолыжный склон с подъемником, достаточно длинный, горнолыжный курорт Stryn действует в течение всего лета, можно покататься. фото подробнее см. Summer ski .
   Полезные сайты fjellnorway.com , Leirvassbu , Krossbu , Spiterstulen , Turtagro .
   В этом национальном парке хорошо походить несколько дней, предварительно ознакомившись с прогнозом погоды .

   Йостедалсбрин национальный парк.

  Основная достопримечательность Jostedalsbreen nasjonalpark – крупнейший в Европе ледник (475 км2).
Ледник лежит на плато и сползает в долины ледопадами. Некоторые горы ( Lodalskapå 2083 м.) возвышаются над ледником скальными башнями и представляют собой популярные маршруты. Та же Лодалскапа (в описании Бакстера 9-12 часов от Бодалссетра) – ключевой участок ледовый склон 50о – 60 м. и далее 30о – 50 м.
   С востока есть интересная долина Jostedalen – вверх от городка Гаупне, что на берегу Согне-фиорда. Судя по рекламе, именно здесь возможно поплавать на каяке по ледниковым озерам – icetroll.com
   Попасть сюда можно по дороге Берген-Осло с переправой через Согне-фиорд.
   Надо отметить, что вопреки мифу об отсутствии инфляции в Европе, еще в отчете 2001 г. стоимость парома была 76 nok за четверых человек в машине, а мы заплатили уже 123 nok за двоих. Приехать в Бриксдал, Гейрангер и под Лодалскапу советую через Лилехаммер-Отту. Мало того, что при движении с юга вам придется воспользоваться паромом, так и еще встретится платный тоннель (достаточно редко, но встречаются платные тоннели) – это 160 nok.
   Полезные сайты bfl.no , fjaerland.org , briksdalsbre.no .

   Хардангервидда национальный парк.

   Hardangervidda -плато выше зоны леса, озера, горы и снежники. Вершины 1500-1600 м.. Чем-то похоже на Хибины. Проехать по 7-й дороге от Осло, есть автобусное сообщение. На шоссе много площадок для парковки.
   Полезный сайт hardаngerfjord.com .


Справочные сведения

Как же получить визу?
   Требуется шенгенская виза.
   Существует два основных способа получения визы для попадания в Норвегию:
– как нам объяснили, можно получить финскую шенгенскую многократную визу на полгода. Потом съездить в однодневный шоппинг-тур на автобусе.   Далее, имея мультивизу, уже можно ехать на самолете в любую страну Шенгена, и на вопрос что вы забыли, например, во Франции, отвечать – вот я просил визу в Финляндию, получил, и съездил, но пока у меня есть одна действующая шенгенская виза – другую (например, французскую) не выдают. Т. е. можно ехать и в Норвегию.
   Хоть это чуть более затратный путь, зато и беспроигрышный – число отказов в визе чуть ли не 0,5% (это написано на сайте посольства).
- вы просите однократную норвежскую шенгенскую визу непосредственно в посольстве/консульстве Норвегии. Мы шли этим путем.
   Список документов есть на сайте norvegia.ru. Справка о з/п должна быть на сумму 30-50 т. р. и с текстом, что на этот срок вам предоставят отпуск. Фото не должно быть напечатано на принтере. Нужно приложить распечатки эл. писем о бронировании кемпингов и маршрут по дням (на английском).
   Важный момент – вы получите визу именно на те сроки, на какие просили!
   Это менее затратный путь, но сроки рассмотрения вашего дела могут затянуться! Запросто могут думать два месяца (у нас в 2005 г. так и случилось), поэтому подавайтесь заранее. Разумеется, летом в консульстве очереди.

Требования к ТС (вашей машине), пересекающей границу, указаны тут , коротко – машина должна иметь возможность сама пройти техосмотр. У нее должно быть все исправно, тормоза (в т.ч. «ручник) и свет - работать. Не должен идти дым из выхлопной трубы.. Этого – достаточно.
Очередь на 60% состоит из «шестерок», «четверок» и «девяток». [Вернее, состояла. В 2013 году увидеть в очереди к КПП одновременно два изделия Автоваза – чудо, это к быстрому прохождению границы]
   Так что – не переживайте, если у вас нет «старой двухлетней паджеры», на возможности путешествия по Европе это не сказывается.
   Но очень нехорошо, если из машины масло течет – парковка машины в кемпингах происходит на газоне, где потом другие ставят палатки, ходят босиком и т. п. Масляные пятна тут – плохо. Кроме того, на пароме лужа масла утром может привлечь внимание персонала парома.
   Относительно возможных неполадок вашей машины: машины что импортного производства, что Автоваза вы вполне можете починить в тамошних сервисах. Но заказ запчастей может быть небыстрым, поэтому хорошо бы починить критически важные узлы машины дома. Эстакад там мы не видели вовсе, если планируете крутить гайки собственноручно – возьмите соответствующий инструмент.
список для ИЖ 2126 ( auto.ru) .
[сейчас этот список воспринимается как анекдот, а меж тем мы перед этой поездкой тоже накупили разных деталей «про запас».]

О страховках Для поездки вам потребуется страховка гражданской ответственности водителя («Зеленая карта») и медицинские страховки на всех.

[С 2009 г. РФ вступила в бюро Зеленая карта и на территории РФ могут продаваться лишь полисы, выданные российскими страховщиками. Поэтому цены поднялись примерно в 3 раза]

[Обратите внимание на формулировку "на территории РФ". На территории иных стран Евросоюза продаются так называемые "Приграничные страховки" по прежним, вменяемым ценам.]

   Мы покупали медицинские страховки у одной из многочисленных контор рядом с консульством, из-за минимальной стоимости. НО при этом понимали, что в случае НС надо будет из Норвегии звонить в СК в Питер и согласовывать расходы (это написано в Договоре страхования).

[А поговорить – в страховых любят… Надо иметь деньги на телефоне, или звонить через Интернет]
   Единственное НО – Норвегия не Габон, если в больнице города Согндал, что на берегу Согне-фиорда, у вас отберут паспорт – пока не заплатите, то может, это не так и плохо?
[думается, что просто не станут лечить, в госпиталь привезут и будут мазать зеленкой. Вопрос выбора страховой компании – важный аспект организации путешествия.]
Кемпинги Для получения визы вам потребуются ответы из кемпингов. Это совершенно бесплатно. Кемпинги и их e-mail можно найти на camping.no , camping.se .

Паромы

  Паромы из Турку в Стокгольм ходят двух компаний – это Silja Line и Viking Line. В момент нашего путешествия существовал еще паром «Sea Wind» и был любим всеми из-за низких цен. К сожалению, это не могло продолжаться долго, и в настоящее время такой паромной компании не существует. Билеты на «Силья» и «Викинг» можно купить в РФ, например, у paromy.ru .
   Это именно билеты, со всеми нюансами их сдачи в случае чего.
[или можно купить билеты на сайтах паромных компаний, оплата карточкой]
   На «Викинге» бывает sleeping room – зал с велюровым полом, где народ расстилает спальники и едет (так дешевле, не надо платить за каюту [для нас не актуально – разумнее взять т. н. «автопакет»]). Ценные вещи в камеру хранения (2€).
[с улыбкой вспоминаются времена, когда девушки из РФ специально брали вечерние платья ходить по парому или стремились праздновать здесь Новый год… Это все равно, что провести НГ в поезде :) Контингент на паромах – пенсионеры на 80%]

    И вот визы получены, паромные билеты и страховки куплены, можно ехать.
Про пересечение границы
[теперь нет необходимости ВСЕМ заполнять декларации. Всё стало несколько проще и быстрее. НО совет не врать финскому пограничнику (или врать так, чтобы не поймали) – актуален по-прежнему.]
   Про товары, запрещенные ко ввозу в Финляндию – см. Tulli.fi .
[По-прежнему запрещены антирадары, могут проверить страховки, зеленые карты и соответствие нормам ввоз алкоголя.]
   И всё – как говорит браток из известного фильма в переводе Гоблина - «дальше блок-постов нету до самого Лиссабона»

    Великий русский языка
   Вполне достаточно, если вы знаете по-английски хотя бы несколько слов. На границе с вами говорит финский таможенник по-русски, на пароме «Викинг лайн» есть русский администратор, в Стокгольме в метро и музеях есть буклеты на русском (не везде, конечно), часта русская речь. В кемпинге Ангби (www.angbycamping.se) администратор выучил слово «душ», и т. п. Много указателей, всё понятно и так. В Осло на русском уже буклетов почти нет. Но туризм там очень развит, столько указателей и пиктограмм, что все ясно и так.
    Движение к норвежским горам
   От границы РФ до Осло ровно 1000 км по шоссе (если в целях экономии ехать через Турку). Далее, до национальных парков с горами еще примерно 200 км. Разумно разделить этот перегон на 3 части. Это расстояние от границы РФ до какого-либо порта Финляндии (Турку или Хельсинки), далее ночь на пароме. Второй этап – Стокгольм – Осло и третий – Осло – горы. Вполне возможно проехать этапы 2 и 3 за 1 день, это примерно 700 км. В принципе, от Стокгольма до Осло 5 часов, до гор еще часа 2-3.
   Периодически встречались знаки – елочка и скамейка – это место отдыха. На некоторых площадках для отдыха был бесплатный туалет с горячей водой, мылом, феном и пр., столами для обеда и навесами, карта местности с указанием, где ты на этой карте. На карте такие стоянки обозначены Р и WC если есть туалет с гор. водой. Хорошее место - не доезжая до городка Karlskoga.

   Границы между Швецией и Норвегией как таковой нет, никому ничего штамповать было не надо. Движение по Е18. Если вы решили заночевать в Осло (как мы), то вас ждет платный проезд через городок Аskim (20 nok) и платный въезд в Осло (20 nok). Советую ехать ЗА местным – если висит знак «50», и вы едите 45, то этим серьезно тормозите местное дорожное движение – местные тут едут 60-70, и тормозят только перед traffic control. В итоге за вами собирается хвост из 20 и более машин. В Норвегии о местах с измерителями скорости сообщают щиты метров за 200
   Еще в Финляндии нас поразило чудо, происходящее с соотечественниками – еще недавно черный «Жып» летел под 200 по «встречке», а стоило ему пересечь границу с Финляндией – мирно едет 50 в любой деревне, и даже не по тротуару.
   Вот тут есть ПДД Норвегии .
    О парковках. Во всех крупных городах они платные в центре. В маленьких городках и селах – парковки были бесплатные. Стоимость парковки в центре Стокгольма или Осло – была 30-35 крон в час. Оплата монетами автомату. Парковка в Стокгольме , в Хельсинки helsinki.ru .
[В выходные дни – парковка бесплатная]
   Мы не парковались в центре, никакими платными парковками не пользовались. В Осло жили в Ekeberg camping (см. ekebergcamping.no ) – это 40 мин. пешком до центра, в Стокгольме – тоже 10 мин. до метро из Angby camping . Там оставляли машину и далее гуляли по городу.

    Бюджет поездки
   Расходы сложились из нескольких основных пунктов (в пересчете на рубли по текущим курсам):
1. Визы, страховки, Грин-карта – 4 000 руб.
2. Паром в Стокгольм и обратно – 8 700 руб.
3. Проезд в городах – 3 000 руб (Oslo pass, метро Стокгольм и пр.)
4. Платные дороги, паромы и тоннели – 2 400 руб.
5. Кемпинги - 4 000 руб.
6. Еда – 5 800 руб.
7. Бензин - 13 000 руб. Средний расход бензина по равнине 7,4 л./100 км, в горах 8,4 л/100 км
8. Ремонт машины после поездки – 2 000 руб.
9. Запчасти для машины – 3 700 руб.
Итого: 47 тыс. руб. на двоих без учета покупок. Это примерно $1680.
Важное замечание – в кафе не ходили, ночевали везде в палатке, ехали в не сезон, готовили сами, продукты там практически не покупали, в Бергенский аквариум прошли без билета (так получилось:) , а это 200 nok – 900 руб.), и т. п.
[Как-то многовато. Ехали впервые, как сэкономить – не знали, часть нюансов было неизвестно. Сейчас даже непонятно – где там можно было потратить такие деньги… :) ]

Выводы, рекомендации

  1. Наверно, целесообразно поехать в июне-июле – в горах должно быть тепло. Обратите внимание, описания в книжках даны именно на этот период, видимо, это неспроста.
   2. Стоит рассмотреть вариант самолета в Осло и обратно, если вас интересуют только горы. Возможно, это будет дешевле поездки туда на своей машине. Или машина должна быть минивэн и там должно ехать 4 чел. Также хороший вариант – пассажирский дизельный микроавтобус. Так часто путешествуют молодежные компании европейцев – в м/а 4-5 чел, сзади навешана связка велосипедов.
[Вариант с самолетом в Осло имеет существенный минус: увидишь гораздо меньше, меньше вариативности и мобильности. ]

    Советы по снаряжению
1. Учитывая характер погоды, надо иметь накидки на себя и на рюкзак, ветроустойчивые палатки.
2. Надо иметь запас газа – костры разрешено жечь только с 15.сентября по 15.апреля. Газовые баллоны Primus (резьбовые) можно купить в спортивных магазинах, 75-85 nok.
4. Цены на продукты – были «как в СПб, только в кронах». Т. е. в 4,5 раза дороже. [Это было то благословенное время, когда литр 92-го бензина в РФ стоил 10,90 руб, и цена в 50 р/литр казалось фантастической :) Наименее дорогой бензин – в Швеции.]

   Где можно поплавать на байдарке?
Кроме речек, по которым есть только рассказы в стиле «отличная рыба, прекрасное пиво», советую посмотреть сайты: nordicventures.com , vossrafting и icetroll.com . Можно увидеть, какие маршруты существуют, и пройти что-то аналогичное.
По фиордам можно плавать, это разрешено, проблем нет. Если коротко, то очевидные варианты – это
1. Заехать в Eidsdal, оставить там машину, собрать байдарку и приплыть на ней в Geiranger. Это примерно 40 км. Потом съездить на автобусе за машиной (расписание автобусной компании Fjord1 есть на fjord1.no )
2. Заехать в Gudvangen и аналогично приплыть во Flam. Думается, лучше так – Флом маленький поселок, там надо будет поискать место для бесплатной парковки. [Хотя, может быть, есть место прямо у турист-инфо. Это логично.]

   Веломаршруты
Существуют bicycle road – например Laerdal – Luster – Turtagro. Места, действительно, замечательные.
Также посмотрите Rallarvegen - норвежская трасса (грунтовка почти всем протяжении) с которой временами открываются потрясающие виды на Согнефьорд; в сезон с июля и по сентябрь тут проезжает пара десятков тысяч велосипедистов.


© «Kovrik-super». Воровство запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.

 Специально для Волкова Антона (Автотуристу.ру), Димитрия Славина (Маршруты.Ру) и редакторов Rosyjski Kurier Warszawski (rosjanie.пл): Использование материалов с сайта ЗАПРЕЩАЕТСЯ без письменного разрешения автора!

 

текущие акции и скидки

география поставок

Титановая посуда

Кто сейчас на сайте

Сейчас 10 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru