You are here: Главная Щугор, катамараны. Отчет
Щугор, отчет о водном походе Печать

Это отчет о водном походе на катамаране.

    Использовали катамаран с полиэтиленовыми баллонами. Очень хорошо, проблем нету.
Достоинства:
  - малый вес (это важно когда сплав на 14-16 день после линейной пешки). Вес катамарана (полиэтилен, шкура из ткани (в этот раз был обычный капрончик из магазина, а должна быть грубая и прочная ткань из лески), фанерки (5) на весла, 2 куска трубки из вакуумной резины, чалка из 8-ки, веревки на закрутки (реп 6-ка), десяток гвоздей (фанерки-лопасти весел к палкам приделать), скотч (2 ролика на всякий случай) - вроде всё) - 11 кг. Рама растёт на месте, естественно.
  - дешево и эффективно
Недостатки:
  - Когда на катамаране 9 чел - он не такой маневренный, как хотелось бы.
  - Раз в 2 часа надо поддувать (хотя это не большая проблема, погулять по берегу через 2 часа тоже нужно).

     Только многие неправильно собирают судно, оттого и стоны-жалобы:

    Нужно ДВА слоя полиэтилена (вставить одну трубу в другую), т. е. если кат 5,5 м - берите 30 м. трубы.
    Нужно дать запас по длине не менее метра на длину баллона + мин 1 метр на завязки (нос и корма)
крепить трубку: вставить внутрь двойной трубы, напуск п/э, много-много раз обмотать репшнуром и скотчем, как-то проблем с этим не было.
   Важно, что баллон хорошо держит только хорошо накачанный (когда слои п/э прижаты друг к другу давлением). А если баллон мягкий, то сдувается быстро. И шкура должна быть прочная
   И, конечно, желательно собрать кат один раз, проехать по речке и разобрать. Т. е. для связки из 3-х рек a la Саяны - не очень.
   Надували ротом :)) По речкам 5-6 к. с. наверное не очень, за Муксу какую не скажу, может там п/э и порвется.
Не понтово, это да. Зато результативно.
   И, учитывая нынешнюю стоимость катамаранов - катамаран с полиэтиленовыми баллонами очень хороший вариант для несложных речек. А речек таких - до чёрта @


Итак, собственно сам отчёт:

----------------------------------------------------------------------------------


Отчет о водном походе

I категории сложности по Северному Уралу

с 13 августа по 01 сентября 2001



Подъезды
   Поезд из Санкт-Петербурга отправляется в 8 утра и едет 36 часов. В Ухту прибывает в 18-30, на местной маршрутке доехали до автовокзала и в 21-30 поехали в Вуктыл на междугороднем автобусе ПАЗ. До Вуктыла 4 часа езды. По пути дорога пересекает реку Печора, на которой есть паром. От реки идёт хорошая грунтовка, примерно через 20 км. переходящая в асфальт, и ещё через 20 км. приводящая в Вуктыл.
   Вуктыл - город газовиков и всего, что с ними связано. Рассвет пришёлся на 70-е, когда была построена основная часть города. Основные дома - пятиэтажки. Лет 10 назад в городе были механические мастерские (не работают), пилорама (сгорела), подсобное производство.
   Мы ночевали в бывшем детском садике, теперь тут в одном из корпусов приют для детей из неблагополучных семей. Остальные корпуса либо занимают сторонние организации, либо разобраны на дрова. Недавно построена церковь, местные работают либо на Севергазпроме (контора в Ухте), либо на местных предприятиях. В первом случае зарплата $600 (курс доллара на момент совершения похода 1$=29.45 руб), во втором - 1500 р. В последнее время Компания стала выкупать квартиры у пенсионеров для своих работников, а пенсионеров переселять в среднюю полосу России.
Нас удивило, почему местные не обустраиваются, не строят частные дома приличного вида, ведь денег хватает? Нам отвечали, что здесь нарабатывают стаж, или зарабатывают деньги, а квартира в Москве уже куплена и сдаётся внаём.
   Так или иначе, но отремонтировано только здание городской мэрии.

   Большая территория Республики Коми находится во владении национального парка "Югыд Ва" (чистая вода), сюда входят все горы и рыбные реки. Нац.парк продаёт путёвки на посещение. В 2001 г. плата с человека 20 р в день, 300 с лодки, и тп. За фотографирование гор или рыбы отдельная плата. С детей плата не взимается.

   Мы приехали в 3 утра в воскресенье, днём нашли контору, позвонили инспекторам домой. Нам сказали, что денег взять могут в любое время, даже в выходной, а вот помочь с заброской на реку может быть и смогут только в понедельник. Дело в том, что дорога вдоль газопровода относится к дороге "обслуживания магистрального газопровода" и не передана дорожному фонду. Таким образом, разрешение на проезд даёт руководство ОАО "Севергазпром".    Проехать без разрешения нельзя - на компрессорной станции (КС-3) шлагбаум, охрана газопровода. Вообще, на КС-3 всё прилично - помещение КПП отделано под евростандарт, кованые фонари снаружи очень украшают здание. Несколько охранников. В случае пропуска "левых" машин могут уволить всю смену (так уже бывало), а потерять работу из-за пропуска каких-то левых туристов, которых видишь первый раз в жизни, никто не хочет.
   Короче, ждали до обеда понедельника, когда старший инспектор нац.парка Мунтян позвонит главному инженеру на КС-3 и попросит про наши души. А надо сказать, что незадолго до нашего приезда было выпущено распоряжение по Севергазпрому о "запрещении проезда вдоль трассы магистрального газопровода". Естественно, главному инженеру Струльчину тоже дорога своя работа, он не решился нарушить указание руководства. Мунтяну отказали.

   По слухам, работников НП и самих не всегда пропускают проехать по дороге. Как сказано в газпромовской бумаге проезд "только в случае крайней необходимости - спасения людей", и тп.
   Группа из Перми тут же погрузилась в машину и отбыла туда, где лучше относятся к туристам (тоже хотели сплавиться по Щугеру, ха-ха)). А мы призадумались - уже двое суток потратили впустую, что делать?


14.августа
В итоге нам сказочно повезло - Татра самосвал, едем!!    

   Посадили девушек в кабину, остальные в кузов самосвала. Периодически идёт дождь, но все довольны - наконец-то едем!
   От КС до перевала примерно 2 часа езды. Перед перевалом справа виден маленький посёлочек, вертолётная площадка. С этого места хорошая отсыпанная дорога кончилась, далее плохая грунтовка, размытая дождями. Крутой подъём серпантином уходит вверх, валуны и камни в колее. Выше дорога скрывается в низких тучах. Столообразные горы в тумане, идёт неспешный моросящий дождик. Броды через разлившиеся речки пугают (мосты ещё не достроены), особенно запомнился брод через р. Понья - колесо самосвала полностью в воде, живенькое течение.

   Наконец, приехали до моста через речку Щугер (еще 2 часа). Этот мост сделан, слава богу). На правом берегу какие-то домики. Поставили палатки у домика инспекторов НП (на правом берегу), в 200 м. ниже моста, их самих на посту не оказалось.



Едем!! Дорога из Европы в Азию
в районе перевала Пеленёр

15 августа
   С утра собирали катамаран, делали из подручных деревяшек продолины и поперечины, вязали вязки и закрутки, готовили весла. Отплыли в 17 часов, не обращая внимание на подозрительно быстрое стравливание левого баллона, и мели, мели и ещё раз мели в русле. Результат угадать несложно - звук рвущейся ткани (слабовата, зараза), и пауза в нашей сплавной эпопеи :) Хотя глубина речки по колено, некоторые вещи намокли - никто не ожидал такого исхода, и часть товарищей просто положили свои рюкзаки "как есть", без герм.
   Ужин на косе на левом берегу после 20 минут сплава. Комаров нет (чудо какое-то, потом нам скажут, что это самое холодное лето за последние 30 лет), а так грустно - наше плавсредство всё в дырах...

16 августа
   Посвятили день ремонту шкуры (заплатки), ремонту полиэтилена (накладки из скотча) и высушиванию вещей. Спасли 2 кг намокших спагетти! Один товарищ сушил сушки на деревьях :)

   В общем, кто что.

   Исправили вчерашнюю ошибку - жгутовали каждый слой полиэтилена отдельно, да ещё усиливали скотчем. Подвязали шкуру спереди, уменьшив тем самым длину и сняв нагрузку с полиэтилена вообще.

   Раз такие мели - решили дойти до р. Понья пешком с вещами, а двое доедут до р. Понья на катамаране.



достаточно мелкая речка
раз в два часа надо поддуть баллоны


17.августа
   Так и поступили, как вчера решили. Двое поехали на катамаране, а остальные пошли пешком.

   Колея "Урала", идущая левым берегом скоро кончилась, и мы поломились по кустам и зарослям. Болота подходят вплотную к кромке берега, а идти дальше не лучше. Колея Урала переходит с одного берега на другой. Мы, ленясь, пошли по левому берегу, так как ночевали на л.берегу. Когда колея переходила на правый берег, мы продолжали идти левым. И зря - ужасные сильно заболоченные заросли сильно тормозят продвижение. На 8 км до устья Поньи ушло 2,5 часа, так как мы поздно сообразили, что надо вслед за колеёй бродить реку.

   Дети, стремясь не замочить ноги, пришли на 3 часа позже: вывод - резиновые сапоги лучше ботинок.

   Ночевка на галечнике в устье р. Понья, у домика нац.парка.

   Два работника парка, узнав от газовиков о нашем существовании (9 человек! х 20 р. х несколько дней + 300 с лодки + за фотографирование + за видеосъёмку + за оформление путёвок + налог с продаж), встретились с нами на этой ночевке.
   Из-за сложностей на КС-3 всего несколько групп смогли заехать сюда в этом сезоне. И мы, вероятно, последняя. Больше не ожидается.

18 августа
   Нам повезло - мимо по реке проезжала вахтовка Тюменьтрансгаза с рыбаками в темно-серой форме. Они любезно согласились подвезти девушек и детей на 40 км вниз, дабы разгрузить катамаран, который налегке смог бы пройти по неглубокому здесь Щугеру.

   Мы вчетвером поехали на катамаране в 10-15.

   Мелко, речка петляет, часто чиркали по камням баллонами, но ничего не прорвали. Ветер постоянно встречный, но солнечно и тепло. Видны горы слева и справа, живописные берега, перекаты и небольшие шиверы. Красота.

   Скорость течения реки 5-7 км в час, но постоянно приходится грести (как и все последующие дни) из-за парусности катамарана. Через 6 ходовых часов, уже в 20-30 прибыли к ночевке.



Попутный транспорт :)
отличный вечер


19 августа
   Вышли в 11-20. Прекрасная погода с легкими облаками над Тельпозским хребтом. 5 ходовых часов до острова перед порогами, за устьем р. Мороя.


20 августа
С утра пасмурная погода, сильный северный ветер.

   Изучив состояние порогов и подводной части нашего катамарана, решили занести вещи и пройти 2 ступени налегке. Пороги простые, при хорошей "шкуре" можно ехать как угодно. Третью ступень из-за мелкоты и опасений за шкуру решили обнести.

   Обед на левом берегу.



Большой порог на Щугоре
вторая ступень

   Спрятали катамаран в лесу и пошли вверх в горы на радиалку к вершине Тельпосиз. Болотистый лес нескоро сменился зарослями и буреломом, через 2*40 мин. перехода заночевали на границе зоны леса.


21.августа
   Пасмурно, морозь. За 20 мин. дошли до скалок на границе платообразного хребта, далее 2*60 +20 мин. до левого притока р. Мороя. Практически ровное плато с отдельно стоящими "торрепореизами" заросло карликовой берёзкой, невысокой травкой и завалено камнями. Идти легко.

   Обед на этой речке, спустившись ~200 метров с хребтика.

   Далее 3*40 мин до левого истока р. Няртсюю по заболоченным холмам, заросшим черникой и голубикой. Проломившись через заросли ивы заночевали под первыми лиственницами на границе зоны леса.




Тельпоз-из в той стороне
высокогорная тундра
ориентирование на местности)


22.августа
   С утра пасмурно, периодически пытался пойти мелкий дождик. К леднику в радиалку решили не ходить, а прогуляться в левый по ходу цирк - кар, где по карте есть озеро.

   Движемся по моренам и пологим, заросшим невысокой травой увалам навстречу сильному холодному ветру. Ручей оставляем слева по ходу. На озере настоящий шторм, несмотря на малые размеры по нему ходят волны с пенными барашками. Ледяные порывы ветра. До озера 3*30 мин от лагеря. Морозь сыплет не переставая, над озером в 20-30 м. нижняя кромка облаков, через них проглядывают снежники на склонах. Делаем обед на газе в 500 м. ниже в глубокой яме, прячась от студёного ветра. К 15 часам погода улучшается - облака висят только надо озером, вся основная долина Няртсюю залита солнцем. Ледяной ветер не прекратился, но без дождя его мощные порывы не так отвратительны.
Поднялись на гребень, разделяющий наш цирк и долинку к истокам р. Тельпоз, но она вся забита облаками, да ещё откуда-то так дунуло, что держась за камни отошли прочь под защиту склона.

    Потом сходили на гребень, разделяющий нашу долину и долину Мороя. Вид живописный, многие километры гор видны как на ладони. Море тайги с прожилками рек, цветные склоны гор...


23.августа
   С утра погода как вчера - пасмурно, дует сильный холодный ветер. Поэтому решили не идти на вершину Тельпосиза (километр перепада от нашей ночевки), а сходить на ледник Южный, что в верховьях реки Тельпоз. Туда идти через невысокий перевал примерно 5-7 км, что недалеко.

   Итак, медленно идём по пологим увалам, заросшим травкой. Ручьи протекают сквозь заросли ивки. Встречный ветер, капли дождя, температура не более +5. Некоторые умудряются отставать фотографируя, кто-то ест чернику, отстав метров на 500 и спрятавшись в какой-то яме. Таким темпом на 3 км ушло масса времени, и мы решили заобедать. Слева по ходу, недалеко от первого снежника обнаружили здоровенный камень, стоящий более-менее вертикально, за которым можно укрыться от ветра. 20+20+30 минут от лагеря. Туда схоронилась вся компания. Обед на горелке приготовили рекордно быстро - всего за два часа.

   Потом с удивлением обнаружили, что уже половина пятого, и более ждать отстающих нет возможности. Мы решили всё-таки дойти до ледника, и потопали вверх. Полтора часа подъёма в тумане по осыпям и пологим моренам по правому берегу ручья привели к месту, где во все стороны по ходу движения и назад было только вниз. Мы на перевале.     

   Видимость 30 метров. Решили, ждём до 18 часов, если ничего не изменится - идём вниз, сколько можно мёрзнуть на ветру.

тельпоз-из озеро
север Северного или юг Приполярного Урала

   И в 17-55 случилось чудо - туман стал подниматься, как гигантский занавес. Мы действительно стоим на перевале. Вдруг перед нами открылось озеро с молочно-белой водой, пенными ручьями, стекающими с окрестных склонов. Вершины гор ещё скрыты в тумане, но он поднимается. Вот в разрывах облаков показался ледник. Он довольно крутой и весь в полосах морен и трещин. Сине-зелёный лед уходит в полосу тумана. Несколько минут мы видим эту шикарную картину.

   Снизу бегут наши товарищи, стремясь успеть увидеть сердце этих гор. Ещё несколько минут - и туман закрывает всё; полседьмого, пора идти вниз.
   2 часа до лагеря от перевала. Потом на свет костра пришли все остальные. Прекрасный день выдался! Хотя и холодный.


24 августа
   Сегодня погода похожа на вчерашнюю - над горами всё также висят облака, зато над дальними долинами "в Азии" видны просветы голубого неба. Идём обратно к катамарану, по пути пройденному 3 дня назад.
Выше зоны леса полно черники, грибов, постоянно вспархивают куропатки. А в дали над горами висят синие тучи, закрывая полнеба.
   Обед у очередного "торепореиза" на гребне, разделяющем Мороя и Щугор. Виды замечательные. Ночевка на границе зоны леса перед спуском к Щугору.


25 августа
   За 30 минут дошли до заброски на берегу реки. Всё хорошо, на продукты и вещи никто не покусился.

   Надули катамаран, после обеда сделали 2 часовых перехода, чуть не дойдя до ГМС Верхний Щугор.

   Река всё также неторопливо несёт свои воды в сторону Приполярного Урала. Дождя практически не было, просто пасмурный день.



Щугор 
дело к обеду)

26 августа
Так как вчера поздно ужинали (аргумент!), то дежурные подали завтра позже обычного. Вышли в 11-20, это абсолютный рекорд.

За 1,5 часа дошли до устья реки Торговая, где и заобедали. Метеостанция представляет собой небольшой домик на правом берегу Щугера (не выходили), якобы есть баня. Правда, говорят, что в трубу неизвестным образом попал кирпич, поэтому разгораясь она дымит немилосердно. Доподлинно это так и осталось неизвестными.

Далее 2 ходки по часу до северных склонов Тельпоз-из, где на острове и заночевали.


27.августа
   Решили всё-таки закончить маршрут раньше, чем кончатся продукты, и встали для этого рано. Всего за два часа собрали личные деньги и отплыли в 9-10. Так рано мы ещё не выходили!

   Сегодня холодный день, около +10, пасмурно. Встречный ветер постепенно разогнал облака, и обед в устье р. Тельпоз делаем на солнечном берегу. Далее плывём до устья р. Гердью, где на острове (хорошее место ночевки) ставим лагерь.     Сегодня прошли 6*60 мин, хороший день.


28.августа
   Выходим в 10 часов. С утра традиционно пасмурно, низкие облака, к обеду переменная облачность, выглянуло солнце. Обед в устье р. Малый Паток. За ним низкие берега превращаются в скальные стены, предвещая о находящихся недалеко Воротах. Ужин недалеко от хребта Мертвая Парма.

   У нашего товарища сегодня День Рождения - ожидается прекрасный вечер. Сперва выкладывали площадки под палатки на наклоном берегу, зато потом были вознаграждены за все труды дня (6 часовых переходов). Подали шикарный ужин, сливянка и коньяк, хитрые гарниры и мясо.. Салют завершил день.


29 августа
    Вышли в 10-20, 2 часа ушло на сборы. Видимо, вчерашний ужин подействовал расслабляюще)

   Делаем 2,5 ходовых часов до Верхних Ворот и устраиваем там полуднёвку. Ворота представляют собой скалы на правом берегу высотой 30-40 метров, на впадающем ручье целый каньон из скалок. На скалах недлинные пещерки и гроты.  Вечером переменная облачность, утром было пасмурно, примерно +8



Верхние ворота на Щугоре
Щугер, наш катамаран


30 августа
Утром было +3, туман, ночью был заморозок. Лопухи, растущие вдоль реки помёрзли и стоят чёрные.

   Вышли в 10-40 и сделали 1,5 часа до Средних ворот. Тут устроили очередную полуднёвку.

   Средние ворота самые высокие, с них видна широченная гладь реки (ширина Щугора в этом месте ~300 м.), острова в русле. Скорость течения реки неизменно 5-7 км/час, на плёсах течение отсутствует. Плёсов немного, но из-за парусности катамарана надо грести постоянно.



р. Щугер, Средние ворота
масса катамарана без каркаса ~11 кг.


31.августа
   С утра видели трех переходивших реку северных оленей. Они прошли недалеко от катамарана, так что мы их хорошо рассмотрели. С утра туман, тепло, +15.

    Вышли в 9-45, так как дежурный подал завтрак в 6-15. До Большого Патока 1,5 часа, обед на траверзе р. М. Катя-ель, за 6*60 мин дошли от ночевки до Нижних Ворот.
    За 30 мин до Ворот справа бывшая деревня Мича-бичевник, у одноимённого острова. Раньше на высоком берегу (красивый вид) стояло 20-30 дворов, на противоположном берегу и острове пасся скот. Люди промышляли охотой и рыбалкой.

    Сейчас от деревни остался один дом, который разгромлен искателями кладов и раритетов. Пол и печь срыты до основания. Грустное запустение. На стенах обрывки газет конца 40-х, вещающих о начале работы Ассамблеи ООН и речи министра иностранных дел СССР Шепилова. Этот дом принадлежал последнему работнику ГМС Щугор. О судьбе Мартюшевых можно прочитать тут.
    Чуть ниже по течению сельское кладбище

    Потом мы ночевали в Усть-Щугоре у Бориса (житель), он родился в Мича-бичевнике. В семье было четверо братьев и три сестры, из них всех в этих краях живёт он один.

    Название текущей неподалёку речки Катя-ель говорит о женщине по имени Катя, жившей в этих местах. Она одна владела тысячным стадом северных оленей. Сейчас эти места совершенно безлюдны.
   Ночевали выше Ворот на левом берегу, где неплохие стоянки и оборудованное кострище.



Последний дом в Мича-Бичевнике
рекламный щит на месте деревни

1.сентября
   С утра традиционно пасмурно, с 11 пошёл моросящий дождь. Не выше +10, явно пора домой.
   От ночёвки до кордона нац.парка (на правом берегу стоят 2 домика) 3 часа. Широкая река, острова.

   Нац.парк проверил путёвки и угостил мелким солёным хариусом (большие, по его словам, здесь не водятся). От кордона до посёлка Усть-Щугор на реке Печоре ещё 1,5 часа гребли. Смотришь на слияние Щугера и Печоры - две одинаковые речки.
По Печоре, правда, пароходы ходят.

   Деревня Усть-Щугор стоит на высоком левом берегу Печоры, основана в XVIII веке.

   Шикарная панорама с видом на Печору. Раньше это было большое село, сейчас (в 2001 г.) по избирательным спискам 65 человек. [в 2010 г. - 27 человек.] Работа только для троих на метеостанции, и для троих на дизель-электростанции. Магазин закрыт и открывается преимущественно в день приезда почтальона с пенсией. Только в одной семье есть дети. Школу (открыта в 1886 г) разбирают на дрова, клуб и почта почти разобраны. Дорога только до соседнего посёлка (по зимнику 18 км), плохая.

   А дальше всё равно никаких дорог нет, местные говорят что живут как на острове. Пьяницы растят картошку, продают её, пилят дрова пенсионерам, ловят рыбу и продают проезжающим на паромах за водку. В лесу есть белые грибы (много), ягоды-грибы. Церковь разрушили в начале 1920-х, на доме Бориса висит табличка, говорящая о том, как в 1918 году отряд красных геройски ходил за Урал в тюменскую область реквизировать хлеб.

   Сейчас медведи бродят по улицам, официально Щугор-8 (Еджыдъяг) закрыт в 2000 году.

   Люди местные очень радушны. Очень гостеприимны. Мы попарились в бане, нас кормили и угощали (а магазин закрыт, и работы нет). Принесли буханку хлеба, прося извинения за то, что нет муки для бòльшего количества. Денег не брали. Пустили в дом переночевать, а сам хозяин Борис отправился спать на летнюю кухню. Так как паромы тут не останавливаются, то Геннадий подъехал на моторке и договорился посадить нас на ходу (это небезопасно, волна от корабля может перевернуть "казанку", а в воде при +8 много не наплаваешь).

   Ширина Печоры в этом месте не менее 500 м., течение 4-5 км/час.

   До города Печора ~8 часов на пароме.



    Выводы, рекомендации


1. Возможно, следует в Ухте арендовать вертолёт (2001 год - 14000 р полётный час). Это позволит не тратить время на автобус до Вуктыла, на машину до Щугера, и пешую часть до р. Понья (как минимум). Нам очень повезло с машиной, как правило, люди доезжали до перевала и ждали оказии тронуться дальше . Сами работники нац.парка провели тут сутки.
   С вертолётом можно выиграть 2-3 дня, и заброситься прямо в горы.

2. Возможно, стоит прислушаться к совету зам. начальника нац.парка Мунтяна и "поехать отдыхать в другое место"

3. Обратите внимание на запрет ловли рыбы. Щиты с информаций об этом стоят в устьях некоторых речек, штраф за 1 хариуса был 750 р. ($25), или уголовное дело. Мы рыбу не ловили, мы имели запас обычных продуктов на весь поход. В Вуктыле семга продавалась в магазине производства Норвегия (175 р/кг), при желании можно было купить её.

4. Грибы в основном растут на/выше зоны леса (подосиновики), но и внизу они есть. Так как было аномально холодное лето, то комаров не было вовсе.

5. Большой тент на группу (24 м2) был очень кстати. За 8 дней мы видели вершину Тельпоз-из свободной от облаков примерно полдня. Гора оправдывает своё название Тельпоз-из = "Гнездо ветров".

6. Скорость течения реки 3-7 км/час, но из-за парусности катамарана итоговая скорость не выше. Беспрерывная гребля заставляет думать о моторе. Основные препятствия до порогов - слабые шиверы, мели и встречный ветер, после порогов - плёсы и ветер. Протяженность порогов 3-4 км (из 370 км общей протяжённости реки). Сложность речки для байдарки - не выше II к.с.


***


Пара отчетов:
1. Раз
2. Два
3. Три
4. Четыре



***




***






© «Kovrik-super». Воровство отчетов запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.


 Специально для Волкова Антона (Автотуристу.ру), Димитрия Славина (Маршруты.Ру) и прочих редакторов наполняющих свои сайты: Использование материалов с сайта kovrik-super.ru  ЗАПРЕЩАЕТСЯ без письменного разрешения!



 

текущие акции и скидки

география поставок

Кто сейчас на сайте

Сейчас 8 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru